Всем давно известно, что американская фирма Jeppesen является лидером в области аэронавигационных данных, будь то чисто навигационные данные (ARINC-424 и пр.), данные по препятствиям или различные авиационные компьютерные приложения.
Другие поставщики аэронавигационных продуктов тоже стараются и создают свои варианты. Давайте сравним как-бы аналогичные продукты от Jeppesen и от ФГУП ЦАИ (бывшее ЦАИ ГА).
Как бы то ни было, фирму Jeppesen многие пилоты знают именно благодаря полетным картам (маршрутным - enroute и аэродромным - charts). Помимо бумажных карт и схем Jeppesen на протяжении уже многих лет (практически сразу, как появились и внедрились в жизнь людей персональные компьютеры) предлагает своим клиентам электронные версии своих сборников.
Данное программное обеспечение, имеющее название JeppView (Джеп Вью), постепенно развивается совместно с развитием компьютеров и авиационных задач. Основная хронология развития программы Jepp View:
JeppView -> JeppView for Windows -> eLink for Windows
В базе данных JeppView содержится аэронавигационная информация по аэродромам (несколько тысяч), воздушным трассам и маршрутным навигационным средствам, зоны РПИ (FIR) и др. Программа позволяет не только просматривать данные, но и выводить на печать как часть enroute-карты, так и схемы аэродромов, причем в любом количестве (одну, несколько выборочных или все схемы аэродрома).
При печати на каждой странице в верхнем колонтитуле отображается информация о дате печати и предупреждение, что после некой даты эти схемы могут быть недействительными.
ЦАИ ГА имеет маленькую БД по сравнению с LIDO и тем более с Jeppesen. Конечно федеральному предприятию сложно соревноваться с такими монстрами в сфере аэронавигационной информации, как Jeppesen и LIDO. Но и у ЦАИ есть свои программные продукты: Аэролоция, электронный АИП России в формате PDF и сборник Аэропорт оптима.
Анализируя програмные продукты производства ЦАИ ГА, складывается спечатление, что основной упор делался не на удобство пользования конечных пользователей - пилотов, а на защиту контента, чтобы никто ничего не смог украсть.
Программа Аэролоция является жалким подобием джепсеновской FliteStar, но с сменьшим функционалом, худшей графикой и требующей USB-ключ, без которого она не будет работать. На самом деле программу Аэролоция создал и поддерживает не ЦАИ ГА, а Аэрософт, но специалисты ЦАИ принимали очень активное участие в разработке, и их база данных в программе используется.
А уж если говорить про сборник Аэропорт Оптима - вообще нет слов, одни эмоции. Особенно добивает синяя печать на каждой странице.
Сначала на печати было написано "Демо", при том, что стоимость электронного сборника не так уж и мала. Потом печать переделали, изменив надпись на "Внимание! Не использовать в сборниках!" Эта надпись не только якобы защищает авторские права ФГУП ЦАИ, но и затрудняет чтение информации со схем.
Для сравнения: 347 аэродромов в программе Аэропорт Оптима весят примерно 1,2 Гб и занимают 5 CD! А почти 10 000 аэродромов в БД Jeppesen (программа Jepp View или eLink for Windows) весит чуть более 500 Мб!
Оптима была создана в прошлом веке и уже не соответствует требованиям надежности ПО и эргономики. База данных представляет собой файл БД Access, в котором содержится множество PDF-файлов, и каждый этот PDF-файл - одна страница сборника. Программная оболочка оптимы, работающая на движке Adobe Acrobat 5 версии, убогая, медленная, неудобная: нет функции копирования текста, даже возможность печати сильно ограничена. Печатать можно только на реальном принтере (виртуальные принтеры не поддерживаются, кроме Fine Print) и только по одной странице.
Не смотря на эти недостатки многие летчики и штурманы используют Оптиму. Как в анекдоте про ежиков, которые кололись, страдали, но продолжали есть кактусы... :)
На одном известном форуме в процессе обсуждения навигационных программ и баз данных один участник провел аналогию c автопромом: российским и зарубежным, назвав программу JeppView иномаркой, а продукт Аэропорт Оптима - жигулями. Причем, это сравнение усиливается еще и тем, что сборники ЦАИ имеют номера 11, 12, 13, 14 и 15. А у автоваза есть модели жигулей в том числе и с такими индексами (2111, 2112, 2113, 2114 и 2115). Вот такой каламбур вышел!
После этого случая кличка "Жигули" к Оптиме приклеилась довольно хорошо и надежно. Правда, иногда ее некоторые участники форума называют еще и Ладой.
Пользователи программой Аэропорт Оптима неоднократно обращались в ЦАИ ГА с пожеланиями модернизировать программу, но воз и ныне там. Не хочет ФГУП ЦАИ сделать удобную иномарку вместо жигулей.
Будем надеяться, что это все-таки произойдет в ближайшем будущем.
Многие пользуются бесплатной программой skype. Но крайние версии скайпа уже не так лояльны к пользователям - программа стала слишком самостоятельной и в некоторых случаях напрягает своими действиями. Плохие черты характера skype стали более активно проявляться после покупки скайпа компанией Microsoft. Многим не понравилась эта "сделка с дьяволом", но популярность скайпа не сильно уменьшилась...
Doc 9674 – Руководство по всемирной геодезической системе WGS-84; DOC 8126 – Руководство по службам аэронавигационной информации; DOC 9613 – Руководство по требуемым навигационным характеристикам (RNP); Doc 9674 – Руководство по всемирной геодезической системе WGS-84; JAA TGL10 – Temporary Guidance Leaflets (Временные наставления по P-RNAV); Eurocontrol. Document 003-93, Area Navigation...
Для полноценной работы по администрированию мобильных устройств Apple с помощью MDM-сервера (Profile Manager) очень желательно использовать SSL-сертификат, выданный авторизованным центром сертификации. Можно, конечно, использовать и самоподписанный сертификат, созданный с помощью самого MDM-сервера - часть задач он будет решать. Но, тем не менее, будут некоторые ограничения, не позволяющие легко и просто управлять...
Jeppesen имеет широкую линейку специализированного авиационного программного обеспечения, в нее входят как широко известные (FliteMap, JeppView, JSUM), так и относительно редкие для масс программы. Для многих клиентов Jeppesen предлагает программу e-Link for Windows - это практически аналог программы JeppView, но только без модуля FliteDeck. Таким образом, программа Jeppesen e-Link for Windows...
По умолчанию браузер Safari после скачивания архива сразу его распаковывает, причем сам исходный архив при этом удаляет! С одной стороны это хорошо - браузер после скачивания проверяет архив на целостность: разархивация будет не удачной, если архив битый. Но, с другой стороны, это далеко не всегда нужно - иметь извлеченные файлы вместо самого архива. Safari считает себя на столько продвинутым браузером, что...
Кому-то иностранные языки даются легко, кому-то не очень. Но мировая тенденция популяризации английского языка наблюдается уже довольно давно. Англичане по идее должны гордиться, что их язык выбран в качестве основного иностранного языка, который изучают по умолчанию. Не смотря на то, что официальными языками ИКАО являются в том числе и немецкий, французский и даже русский языки и другие..., фразеология...
При приготовлении торта практически всегда кондитеры используют специальную рамку, которая определяет форму торта и ограничивает его размеры. Чаще всего эта рамка имеет форму круга, чуть реже - квадрата и прямоугольника. Остальные варианты - овал, сердце, ромб и различные эксклюзивные нестандартные формы - слишком редкие, чтобы принимать их во внимание. Это не важно - откуда был взят рецепт...