Всем давно известно, что американская фирма Jeppesen является лидером в области аэронавигационных данных, будь то чисто навигационные данные (ARINC-424 и пр.), данные по препятствиям или различные авиационные компьютерные приложения.
Другие поставщики аэронавигационных продуктов тоже стараются и создают свои варианты. Давайте сравним как-бы аналогичные продукты от Jeppesen и от ФГУП ЦАИ (бывшее ЦАИ ГА).
Как бы то ни было, фирму Jeppesen многие пилоты знают именно благодаря полетным картам (маршрутным - enroute и аэродромным - charts). Помимо бумажных карт и схем Jeppesen на протяжении уже многих лет (практически сразу, как появились и внедрились в жизнь людей персональные компьютеры) предлагает своим клиентам электронные версии своих сборников.
Данное программное обеспечение, имеющее название JeppView (Джеп Вью), постепенно развивается совместно с развитием компьютеров и авиационных задач. Основная хронология развития программы Jepp View:
JeppView -> JeppView for Windows -> eLink for Windows
В базе данных JeppView содержится аэронавигационная информация по аэродромам (несколько тысяч), воздушным трассам и маршрутным навигационным средствам, зоны РПИ (FIR) и др. Программа позволяет не только просматривать данные, но и выводить на печать как часть enroute-карты, так и схемы аэродромов, причем в любом количестве (одну, несколько выборочных или все схемы аэродрома).
При печати на каждой странице в верхнем колонтитуле отображается информация о дате печати и предупреждение, что после некой даты эти схемы могут быть недействительными.
ЦАИ ГА имеет маленькую БД по сравнению с LIDO и тем более с Jeppesen. Конечно федеральному предприятию сложно соревноваться с такими монстрами в сфере аэронавигационной информации, как Jeppesen и LIDO. Но и у ЦАИ есть свои программные продукты: Аэролоция, электронный АИП России в формате PDF и сборник Аэропорт оптима.
Анализируя програмные продукты производства ЦАИ ГА, складывается спечатление, что основной упор делался не на удобство пользования конечных пользователей - пилотов, а на защиту контента, чтобы никто ничего не смог украсть.
Программа Аэролоция является жалким подобием джепсеновской FliteStar, но с сменьшим функционалом, худшей графикой и требующей USB-ключ, без которого она не будет работать. На самом деле программу Аэролоция создал и поддерживает не ЦАИ ГА, а Аэрософт, но специалисты ЦАИ принимали очень активное участие в разработке, и их база данных в программе используется.
А уж если говорить про сборник Аэропорт Оптима - вообще нет слов, одни эмоции. Особенно добивает синяя печать на каждой странице.
Сначала на печати было написано "Демо", при том, что стоимость электронного сборника не так уж и мала. Потом печать переделали, изменив надпись на "Внимание! Не использовать в сборниках!" Эта надпись не только якобы защищает авторские права ФГУП ЦАИ, но и затрудняет чтение информации со схем.
Для сравнения: 347 аэродромов в программе Аэропорт Оптима весят примерно 1,2 Гб и занимают 5 CD! А почти 10 000 аэродромов в БД Jeppesen (программа Jepp View или eLink for Windows) весит чуть более 500 Мб!
Оптима была создана в прошлом веке и уже не соответствует требованиям надежности ПО и эргономики. База данных представляет собой файл БД Access, в котором содержится множество PDF-файлов, и каждый этот PDF-файл - одна страница сборника. Программная оболочка оптимы, работающая на движке Adobe Acrobat 5 версии, убогая, медленная, неудобная: нет функции копирования текста, даже возможность печати сильно ограничена. Печатать можно только на реальном принтере (виртуальные принтеры не поддерживаются, кроме Fine Print) и только по одной странице.
Не смотря на эти недостатки многие летчики и штурманы используют Оптиму. Как в анекдоте про ежиков, которые кололись, страдали, но продолжали есть кактусы... :)
На одном известном форуме в процессе обсуждения навигационных программ и баз данных один участник провел аналогию c автопромом: российским и зарубежным, назвав программу JeppView иномаркой, а продукт Аэропорт Оптима - жигулями. Причем, это сравнение усиливается еще и тем, что сборники ЦАИ имеют номера 11, 12, 13, 14 и 15. А у автоваза есть модели жигулей в том числе и с такими индексами (2111, 2112, 2113, 2114 и 2115). Вот такой каламбур вышел!
После этого случая кличка "Жигули" к Оптиме приклеилась довольно хорошо и надежно. Правда, иногда ее некоторые участники форума называют еще и Ладой.
Пользователи программой Аэропорт Оптима неоднократно обращались в ЦАИ ГА с пожеланиями модернизировать программу, но воз и ныне там. Не хочет ФГУП ЦАИ сделать удобную иномарку вместо жигулей.
Будем надеяться, что это все-таки произойдет в ближайшем будущем.
Очередное обновление флагманского приложения для EFB - Jeppesen FliteDeck Pro. Как говориться, нет пределов для совершенства, особенно, если это касается авиационного программного обеспечения для Electronic Flight Bag. В приложении Jepp FD Pro версии 2.9 появилась панель управления, совмещенная с рабочим полем приложения (расположена слева).Пилотам больше не нужно переключаться между вкладками – Схемы (Terminal...
Очередная подстава от Microsoft - лазерный принтер HP LazerJet PRO M252 не печатает из MS Office 2010. Операционная система - Windows 7 x64, также аналогичная проблема возникала в Windows 10. Причем MS Word отправляет документы на печать, и никаких ошибок при этом нет. А если попробовать напечатать документ из MS Excel - программа сразу же выдает ошибку печати. Из других программ документы печатаются без...
Greta Thunberg - девочка, которая ненавидит авиацию Странно, что это произошло в одной из стран, расположенной за Полярным кругом, так как именно шведы много и часто летают, чтобы погреть свои замороженные пальцы ног в более тёплых южных странах. Массовая «миграция» из северной Европы в сторону юга обычно начинается к концу лета и достигает пика, когда наступает зимняя полярная ночь. Но сегодня все больше и больше шведов отправляются в долгий путь...
Как известно, по умолчанию корзина Windows создается только на жестких дисках (HDD), на флэшках ее нет. Поэтому, случайно удалив что-нибудь на флешке, для восстановления приходится прибегать к помощи специальных реанимационных программ. Иногда, правда в результате воздействия вирусов на флэшках может появиться визуально похожий на Корзину объект, но это - не настоящая корзина, и в ней кроме вирусов...
Вариантов организации локальной сети может быть очень много. У каждого из них - свои особенности и настройки. В этой статье рассматривается только вариант настройки Wi-Fi роутера на примере Apple Airport Extreme для локальной сети, организованной с помощью Novell. В принципе, в данном примере вместо роутера Apple Airport Extreme может фигурировать любой другой роутер, и не обязательно яблочный, принцип...
20 октября 2014 года в аэропорту Москва Внуково произошла авиакатастрофа с самолетом Falcon 50EX французской авиакомпании UniJet (регистрационный номер F-GLSA). При выполнении взлета ночью в сложных метеоусловиях воздушное судно столкнулось со снегоочистителем, совершившим несанкционированный выезд на ВПП. Конечно же было проведено тщательное расследование данного происшествия, были определены все причины -...
Этот документ является одним из первых, написанных для Electronic Flight Bag (EFB). Авторство принадлежит FAA - Federal Aviation Administration (США). К сожалению на данный момент нет подобного документа не только в России, но и во многих других странах, в том числе в Европейских. Даже ИКАО в этом плане отстает от Америки.