Всем давно известно, что американская фирма Jeppesen является лидером в области аэронавигационных данных, будь то чисто навигационные данные (ARINC-424 и пр.), данные по препятствиям или различные авиационные компьютерные приложения.

JeppView против Аэропорт Оптима

Другие поставщики аэронавигационных продуктов тоже стараются и создают свои варианты. Давайте сравним как-бы аналогичные продукты от Jeppesen и от ФГУП ЦАИ (бывшее ЦАИ ГА).

Как бы то ни было, фирму Jeppesen многие пилоты знают именно благодаря полетным картам (маршрутным - enroute и аэродромным - charts). Помимо бумажных карт и схем Jeppesen на протяжении уже многих лет (практически сразу, как появились и внедрились в жизнь людей персональные компьютеры) предлагает своим клиентам электронные версии своих сборников.




Данное программное обеспечение, имеющее название JeppView (Джеп Вью), постепенно развивается совместно с развитием компьютеров и авиационных задач. Основная хронология развития программы Jepp View:

JeppView -> JeppView for Windows -> eLink for Windows

В базе данных JeppView содержится аэронавигационная информация по аэродромам (несколько тысяч), воздушным трассам и маршрутным навигационным средствам, зоны РПИ (FIR) и др. Программа позволяет не только просматривать данные, но и выводить на печать как часть enroute-карты, так и схемы аэродромов, причем в любом количестве (одну, несколько выборочных или все схемы аэродрома).

При печати на каждой странице в верхнем колонтитуле отображается информация о дате печати и предупреждение, что после некой даты эти схемы могут быть недействительными.

Неоптимальная Оптима

ЦАИ ГА имеет маленькую БД по сравнению с LIDO и тем более с Jeppesen. Конечно федеральному предприятию сложно соревноваться с такими монстрами в сфере аэронавигационной информации, как Jeppesen и LIDO. Но и у ЦАИ есть свои программные продукты: Аэролоция, электронный АИП России в формате PDF и сборник Аэропорт оптима.




Анализируя програмные продукты производства ЦАИ ГА, складывается спечатление, что основной упор делался не на удобство пользования конечных пользователей - пилотов, а на защиту контента, чтобы никто ничего не смог украсть.

Программа Аэролоция является жалким подобием джепсеновской FliteStar, но с сменьшим функционалом, худшей графикой и требующей USB-ключ, без которого она не будет работать. На самом деле программу Аэролоция создал и поддерживает не ЦАИ ГА, а Аэрософт, но специалисты ЦАИ принимали очень активное участие в разработке, и их база данных в программе используется.

А уж если говорить про сборник Аэропорт Оптима - вообще нет слов, одни эмоции. Особенно добивает синяя печать на каждой странице.

Сначала на печати было написано "Демо", при том, что стоимость электронного сборника не так уж и мала. Потом печать переделали, изменив надпись на "Внимание! Не использовать в сборниках!" Эта надпись не только якобы защищает авторские права ФГУП ЦАИ, но и затрудняет чтение информации со схем.

JeppView против Аэропорт Оптима

Для сравнения: 347 аэродромов в программе Аэропорт Оптима весят примерно 1,2 Гб и занимают 5 CD! А почти 10 000 аэродромов в БД Jeppesen (программа Jepp View или eLink for Windows) весит чуть более 500 Мб!

Оптима была создана в прошлом веке и уже не соответствует требованиям надежности ПО и эргономики. База данных представляет собой файл БД Access, в котором содержится множество PDF-файлов, и каждый этот PDF-файл - одна страница сборника. Программная оболочка оптимы, работающая на движке Adobe Acrobat 5 версии, убогая, медленная, неудобная: нет функции копирования текста, даже возможность печати сильно ограничена. Печатать можно только на реальном принтере (виртуальные принтеры не поддерживаются, кроме Fine Print) и только по одной странице.




Не смотря на эти недостатки многие летчики и штурманы используют Оптиму. Как в анекдоте про ежиков, которые кололись, страдали, но продолжали есть кактусы... :)

На одном известном форуме в процессе обсуждения навигационных программ и баз данных один участник провел аналогию c автопромом: российским и зарубежным, назвав программу JeppView иномаркой, а продукт Аэропорт Оптима - жигулями. Причем, это сравнение усиливается еще и тем, что сборники ЦАИ имеют номера 11, 12, 13, 14 и 15. А у автоваза есть модели жигулей в том числе и с такими индексами (2111, 2112, 2113, 2114 и 2115). Вот такой каламбур вышел!

После этого случая кличка "Жигули" к Оптиме приклеилась довольно хорошо и надежно. Правда, иногда ее некоторые участники форума называют еще и Ладой.

Пользователи программой Аэропорт Оптима неоднократно обращались в ЦАИ ГА с пожеланиями модернизировать программу, но воз и ныне там. Не хочет ФГУП ЦАИ сделать удобную иномарку вместо жигулей.

Будем надеяться, что это все-таки произойдет в ближайшем будущем.

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

      Содержимое файла hosts
      Содержимое файла hosts

      Многие рядовые и слегка продвинутые пользователи компьютеров много лет пользовались ими и не подозревали о существовании какого-то файла по имени hosts, не имеющего фамилии (т.е. расширения). Но благодаря вирусам и неидеальности операционных систем семейства Форточек (Windows) пользователям пришлось познакомиться с этим "хостом", причем, довольно тесно.




      Проверка сроков действия НБД Jeppesen в EFB
      Проверка сроков действия НБД Jeppesen в EFB

      Не смотря на информацию в статье "Срок действия баз данных Jeppesen для EFB" у некоторых товарищей периодически возникают вопросы относительно актуальности баз данных Jeppesen в программах EFB. С одной стороны, их вопросы вполне логичны, так как интерфейс программы Jeppesen FD PRO все еще не идеален, и некоторые моменты весьма не однозначны для пользователей. Например, если открыть в приложении Jeppesen FD PRO страницу Updates, то можно увидеть, что...




      Как добраться из Шонефельда в Тегель
      Как добраться из Шонефельда в Тегель

      Путешествуя по Европе, довольно часто приходится планировать свой маршрут через Германию, например, получив немецкий шенген, едешь в Швейцарию или в Прагу. Не всегда получается первоочередно поехать в ту страну, визу которой получил. Если "точка входа" в шенген - Германия, то чаще всего транзитным пунктом становится Берлин. Из России в Берлин можно прилететь в аэропорт Шонефельд (Schönefeld), а вот дальше...




      Как повернуть экран компьютера?
      Как повернуть экран компьютера?

      Иногда бывает необходимо повернуть экран компьютера на 90° или 180°. Например, когда нужно сделать скриншоты относительно длинной web-страницы - чтобы не нужно было потом картинки склеивать в графическом редакторе. Ведь чаще всего даже уменьшение масштаба отображения страницы сайта (нажать клавишу CTRL и покрутить колесо мыши или кнопками изменения масштаба в браузере) не достаточно, чтобы вся...




      Снежное и ледяное покрытие ВПП и рулёжек - кодировка в NOTAM Японии
      Снежное и ледяное покрытие ВПП и рулёжек - кодировка в NOTAM Японии

      Состояние ВПП и рулёжных дорожек, перрона по степени их покрытия снегом и льдом, наличие сугробов, а также коэффициент сцепления подробно описывается в японских НОТАМ в виде буквенно-цифровых кодов.




      Оптимизация и Настройка операционной системы Windows 7
      Оптимизация и Настройка операционной системы Windows 7

      Не смотря на то, что маркетологи Microsoft рвут на своих попах волосы, уверяя пользователей, что их очередная новая операционная система просто суперская и не имеет ни одного изъяна и косяка и совершенно не требует абсолютно никакой дополнительной настройки, им мало кто верит. Тем более, что практика показывает, что операционные системы Windows - как российские автомобили: чтоб нормально поехать на нем...




      Цветные коды военных аэродромов в метеосводках
      Цветные коды военных аэродромов в метеосводках

      В дополнение к обычной сводке METAR и TAF многие военные аэродромы в метеорологической сводке могут использовать цветовой код, обозначенный словом на английском языке. Этот цветовой код является одной из форм сокращение для экипажей и дополнительно акцентирует внимание на основной информации в сообщении.



Яндекс.Метрика