Пятилетним планом опытного самолетостроения, разработанным Авиатрестом в 1928 году, предусматривалось, в частности, создание одноместного, хорошо вооруженного истребителя, который по летно-тактическим данным не уступал бы лучшим зарубежным машинам такого класса.
В конце апреля 1930 года было построено три опытных экземпляра нового истребителя: два с двигателями воздушного охлаждения и один с опытным двигателем жидкостного охлаждения. Все три экземпляра нового истребителя, получившего название И-5, были опробованы в воздухе. Полеты показали, что машина перспективна, но требует некоторого снижения веса конструкции и усиления вооружения.
Специально созданная небольшая группа, возглавляемая автором общего вида самолета Н.Н.Поликарповым и участником проектирования Д.П.Григоровичем, провела большую работу по доводке конструкции и добилась значительного снижения веса истребителя, улучшения его маневренности и увеличения вертикальной скорости. Был создан и вариант самолета с 4 пулеметами вместо двух. О качестве самолета говорит такой факт: на нем летчик В.А.Степанченок впервые выполнил перевернутый штопор.
Полутораплан И-5 был смешанной конструкции. Фюзеляж — ферменный, сварной из труб, обшит полотном. На серийных самолетах для снижения сопротивления на головки звездообразного двигателя впервые в практике советского самолетостроения ставился кольцевой капот. Высокая горизонтальная скорость (278 км/час), минимальное время для выполнения виража, хорошая скороподъемность и простота в пилотировании выдвинули И-5 в число лучших в мире истребителей начала 30-х годов.
Весной 1930 г. И-5 был построен и начались его испытания. Назывался этот самолет необычно — ВТ-11 (аббревиатура ВТ означала — внутренняя тюрьма).
Один за другим в течение трех месяцев вышли три опытных экземпляра этого истребителя: первый (ВТ-11) имел двигатель Юпитер-VII с нагнетателем для увеличения высотности мотора, второй, названный "Клим Ворошилов", имел обычный Юпитер-VI (М-22), третий, названный "Подарок XVI партсъезду", имел новый отечественный мотор М-15; этот самолет отличался еще тем, что на нем было установлено кольцо Тауненда, в то время как на первых двух стояли индивидуальные обтекатели головок цилиндров.
Испытания И-5 начались неудачно. На одном из первых двух экземпляров в первом же полете летчик-испытатель И.Ф.Петров потерпел аварию: в конце пробега самолет вдруг встал боком и перевернулся. В аварии обвинили летчика. Впоследствии, когда самолет стал выпускаться серийно, из строевых частей, стали поступать сведения об аналогичных авариях. Обнаружился скрытый дефект, проявлявшийся только в штилевую погоду, при ветре же площади рулей было достаточно для удержания самолета от разворота при остановке. Изменения, внесенные в конструкцию шасси по предложению И. Ф. Петрова, избавили серийные истребители И-5 от этого недостатка. Если не считать этой аварии, то заводские испытания И-5 шли успешно — он показал прекрасные летные качества.
Сразу после заводских испытаний состоялось решение о принятии его на вооружение и запуске в серию. Случай сам по себе довольно редкий, когда самолет еще до государственных испытаний передается в серию. Среди трех вариантов И-5 и И-6, испытывавшихся почти одновременно, предпочтение было отдано И-5 с мотором М-22. Ответственными по внедрению самолета в серию назначили трех конструкторов: Д. П. Григоровича (руководитель), И. М. Косткина и К. А. Виганда. Простота конструкции И-5 способствовала быстрому налаживанию его серийного производства. В 1931 г. завод уже выпустил несколько десятков И-5. Намеченный в 1932 г. запуск в серию варианта И-5 с мотором М-15 не был осуществлен.
Государственные испытания И-5 с мотором М-22 проводились в июле — августе 1931 г., то есть тогда, когда самолет уже поставлялся в строевые части. Военные специалисты отмечали, что И-5 может считаться вполне современным истребителем. И-5 быстро реагировал на действия рулей, перемену режима мотора, был легок в управлении, устойчив, приятен и неутомителен в пилотировании, обладал малым разбегом и пробегом (соответственно 54 и 105 м). И-5 оказался простым и удобным в обслуживании. Самолет имел много достоинств, но вскрылись и некоторые недостатки. В частности, на И-5 были случаи попадания в опасные режимы плоского штопора, приведшие в воинских частях к ряду катастроф. Оригинальным решением стало введение поворотных передних стоек коробки крыльев. Стойки имели увеличенную хорду и управлялись летчиком. Действовали они очень эффективно — штопор после поворота стоек почти сразу прекращался. Правда, управлять ими в режиме штопора было все же трудно.
В процессе серийного производства истребитель И-5 неоднократно улучшался. В 1933 г. деревянный винт заменили металлическим и установили обтекатели колес, что позволило увеличить скорость до 286 км/ч вместо 276 км/ч. Истребитель И-5 состоял на вооружении около девяти лет.
Лётно-технические характеристики | |
Экипаж, чел | 1 |
Размах прямого крыла, м | 10.24 |
Длина, м | 6.78 |
Высота, м | 3 |
Площадь крыла, м2 | 21.25 |
Масса пустого самолёта, кг | 943 |
Масса нормальная взлётная, кг | 1355 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 |
Крейсерская скорость , км/ч | 245 |
Практическая дальность, км | 660 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 535 |
Практический потолок, м | 7500 |
Двигатели | ||||
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | ПД | М-22 | 1 | 480 |
Авиационное артиллерийское оружие | |||||
Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект |
1 | Пулемет | ПВ-1 | 7,62 | 2 |
Классификаторы | |
Вид применения | Истребитель |
Тип двигателя | Поршневой |
Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев | Биплан |
Тип оперения | Нормальное однокилевое |
Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (хвост.) |
Расположение двигателей | В фюзеляже |
Дополнительная информация | |
Конструктор | Поликарпов Н.Н. |
КБ | ОКБ Поликарпова |
Индекс КБ | ВТ-11 |
Индекс ВС | И-5 |
Начало разработки | 1928 |
Построен | 1930 |
1-й полёт | 1930 |
Начало гос. испытаний | 1931 |
Принят на вооружение | 1931 |
Год закрытия серии | 1939 |
Период | 1921-1939 |
Базовое применение | Истребитель |
Другое применение | Истребитель-бомбардировщик Разведчик |
Участие в войнах | 1937-1939 гг. Советские советники в Китае 1938 г. Советско-японский конфликт (Хасан) 1939 г. Польский поход РККА 1939 г. Аннексия Бессарабии 1939 г. Аннексия Буковины 1939 г. Советско-японский конфликт (Халхин-Гол) 1939-1940 гг. Советско-финляндская война 1940 г. Присоединение Прибалтийских стран 1941-1945 гг. Великая Отечественная война |
Выпуск | Серийный |