Самолет С-XVI был создан И.И.Сикорским в 1915 году и предназначался для сопровождения воздушных кораблей «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника. Первые три машины прошли успешные испытания в эскадре воздушных кораблей (ЭВК), и Русско-Балтийский вагонный завод получил 24 сентября 1915 года заказ на изготовление 18 аппаратов С-XVI.
Перед Русско-Балтийским заводом, основной продукцией которого были воздушные корабли «Илья Муромец», даже небольшая серия самолетов другого типа ставила много проблем. Не хватало моторов, предназначенных для этих самолетов, и три С-XVI отправили в эскадру воздушных кораблей без них. Большинство машин поступало без вооружения, этим предстояло заниматься на базе ЭВК. Однако производственные издержки и многочисленные трудности не могли перечеркнуть очевидных преимуществ нового самолета.
Самолет С-XVI по схеме представлял собой биплан и выпускался в одно— и двухместном вариантах.
Фюзеляж расчалочный ферменной конструкции был образован четырьмя ясеневыми лонжеронами, стойками и раскосами. Жесткость фюзеляжа обеспечивалась проволочными расчалками. Обшивка носовой части фюзеляжа была изготовлена из алюминиевых листов. Каркас хвостовой части обтягивался полотном. Некоторые самолеты имели алюминиевый гаргрот. Сиденья пилота и наблюдателя (в двухместном варианте) располагались рядом.
Крылья деревянной конструкции с полотняной обшивкой на клею и гвоздях. Оба крыла имели по три лонжерона. Профиль крыльев — тонкий, сильно вогнутый. Элероны имелись на верхних и нижних плоскостях, некоторые самолеты имели элероны только на верхнем крыле, но в этом случае они были значительно увеличены. Жесткость коробки крыльев обеспечивалась тросами-расчалками диаметром 2 мм. Хвостовое оперение цельнодеревянное, имело очень тонкий плоский профиль и полотняную обшивку. Левый и правый рули высоты были независимы друг от друга.
Стабилизатор имел подкосы. Шасси «фармановского» типа имело по два колеса на каждой стойке. Колеса ставились трех вариантов — 65*600, 80*600 и 100*640 мм. Зимой самолет устанавливался на деревянные лыжи с оттяжками. Ферма шасси из стальных труб каплевидного сечения имела растяжки для жесткости. Костыль — деревянный или металлический. Амортизация шасси и костыля — резиновые шнуры.
Управление самолета штурвальное — колесо с цепью.Силовая установка первоначально состояла из ротативного семицилиндрового двигателя «Гном» мощностью 80 лс, с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Затем стали устанавливаться 9-цилиндровые моторы «Гном-Моносупап» — 100 лс, или «Рон» — 120 лс. На одном самолете был установлен мотор отечественного производства «Калеп» К-60 мощностью 60 лс. Маслобак и один из бензобаков располагались в носовой части самолета, второй бензобак — под сиденьями летчиков.
Вооружение состояло из одного синхронного пулемета Виккерс. Редко на верхнем крыле устанавливалась шкворневая установка с пулеметом. Носовая часть самолета не окрашивалась, остальные поверхности покрывались эмалитом и лаком, поэтому имели желтый цвет. Опознавательные знаки — бело-сине-красные круги — наносились на верхней поверхности верхнего и нижней поверхности нижнего крыльев. На фюзеляже также имелись трехцветные опознавательные знаки; иногда они наносились на руль поворота. Заводские номера ставились на капоте или киле.
В лобовую атаку повел свой самолет 20 апреля (3 мая) 1916 года военный летчик 7-го истребительного авиаотряда прапорщик Сергей Матвеевич, обнаружив немецкий «Альбатрос», который вел корректировку огня своей артиллерии. Немецкие летчики явно не ожидали этого, зная, что на русских самолетах вооружение имел лишь наблюдатель, да и то не всегда. Тем удивительнее был для них затрепетавший огонек пулемета над капотом атакующего русского самолета. Лишь резкий маневр спас экипаж «Альбатроса» от гибели. Немцы успели заметить, что атакует их биплан неизвестной конструкции, и поспешили к линии фронта. Когда прапорщик Матвеевич атаковал уходящий «Альбатрос» второй раз, уже над позициями, немецкий летнаб успел выпустить длинную очередь из турельного пулемета.
«Аппараты С-XVI являются наиболее быстроходными... Снабжены... приспособлением для стрельбы через винт из пулемета Виккерс. «Сикорский-шестнадцатый» с пулеметом может быть серьезной угрозой для аэропланов противника.Генерал-майор М.В.Шидловский» (командир ЭВК).
В начале 1916 года эскадра получила 6 самолетов С-XVI, ожидались остальные 12. И хотя все аппараты были приняты авиаприемной комиссией в начале февраля, их отправка задерживалась из-за отсутствия пулеметов для стрельбы через винт. К этому времени самолеты, вооруженные пулеметами, срочно понадобились для вновь формируемых истребительных авиационных отрядов. Положение с военной авиацией на фронте складывалось катастрофическое — наши самолеты были почти безоружны, а немецкие уже имели на вооружении синхронные и турельные пулеметы. Об остроте положения свидетельствует телеграмма от 4 (17) марта 1916 года одного из инспекторов авиации фронта:
«...для малых аппаратов пулеметов нет, только два (самолета) имеют вооружение: один из XII армии и один из XI армии».
По одному вооруженному самолету на армию! О какой борьбе в воздухе могла идти речь?
Великий князь Александр Михайлович — шеф «малой авиации» обратился с просьбой передать часть самолетов С-XVI для армейских авиаотрядов. Вскоре был получен ответ от командования эскадры: «из 12 готовы уступить 6.» Три из них впоследствии и получил 7-й истребительный отряд. В самой эскадре самолеты С-XVI не нашли широкого боевого применения из-за отсутствия вооружения и небольшой дальности полета.
Помимо первой серии из 18 самолетов, на Русско-Балтийском заводе построили и вторую — из 16 машин. В декабре 1916 года уже были готовы фюзеляжи, бипланные коробки крыльев, шасси и др. Общая готовность самолетов этой серии (без моторов) достигла 90 %. Их сдача приемочной авиакомиссии и отправка в действующую армию растянулась на весь следующий год из-за нехватки моторов и вооружения. К тому времени самолет С-XVI уже устарел — не хватало мощности мотора, по скоростным и маневренным показателям он уже не мог соперничать с немецкими «фоккерами», да и новые французские истребители «Ньюпор» и «Спад» были лучше.
Пытаясь улучшить летные характеристики самолета, на нем стали устанавливать более мощные моторы «Гном-Моносупап» мощностью 100 лс, и 120-сильные «роны». Тем самым удалось поднять скорость до 150 км/ч, но и этого было уже недостаточно. Была предпринята попытка установить С-XVI на поплавки от С-Vа, не увенчавшаяся успехом.
В самолете С-XVI И.И.Сикорcкий еще в 1915 году попытался реализовать идею двухместного многоцелевого самолета — истребителя сопровождения и разведчика. Попытка французов и англичан использовать для этих целей громоздкие бипланы ферменной конструкции (Виккерс FB 5, RAF FЕ.2, Фарман F40) успеха не имела. Гораздо удачнее были конструкции английского аппарата Сопвич «Таблоид» и французского самолета «Моран-биплан».
Немецкие конструкторы пошли по пути использования тяжелых и мощных двигателей водяного охлаждения. Вполне удачным следует признать разведчик и двухместный истребитель фирмы «Роланд» С.II, обладавший высокой скоростью и мощным вооружением (помимо синхронного и турельного пулеметов, мог брать 70 кг бомб).
И.И.Сикорский не имел возможности в полной мере заниматься так называемыми малыми аппаратами: основное время и силы были отданы работе над совершенствованием конструкции «Муромцев» и выпуску их на Русско-Балтийском заводе. Последующие попытки русского конструктора создать истребители сопровождения (С-XVII, С-XVIII) не были удачными, дальше опытных экземпляров дело не пошло. С-ХVI мог быть перспективной машиной и в 1916 году — кроме установки более мощного мотора Рон в 120 лс, надо было уменьшить площадь крыльев, поставить более простое шасси, внести некоторые другие изменения в конструкцию самолета. Однако и со своими показателями С-XVI стал долгожителем русской авиации: по свидетельству В.Б.Шаврова, он использовался в период гражданской войны и просуществовал до 1923 года.
Лётно-технические характеристики | С-16 |
Экипаж, чел | 1 |
Размах прямого крыла, м | 8 |
Длина, м | 5.9 |
Высота, м | 2.78 |
Площадь крыла, м2 | 25.3 |
Масса пустого самолёта, кг | 407 |
Масса нормальная взлётная, кг | 676 |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 125 |
Практический потолок, м | 3500 |
Двигатели | ||||
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | ПД | Gnome | 1 | 80 |
Авиационное артиллерийское оружие | |||||
Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект |
1 | Пулемет | Vickers | 7,7 | 1 |
Классификаторы | |
Вид применения | Истребитель |
Тип двигателя | Поршневой |
Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев | Биплан |
Тип оперения | Нормальное однокилевое |
Тип ВПУ | Сухопутный колёсно-лыжный |
Расположение двигателей | В фюзеляже |
Дополнительная информация | |
Конструктор | Сикорский И.И. |
КБ | КБ РБВЗ |
Индекс ВС | С-16 |
Заводы | РБВЗ |
Начало разработки | 1914 |
Построен | 1915 |
1-й полёт | 1915 |
Принят на вооружение | 1915 |
Период | 1914-1921 |
Базовое применение | Истребитель |
Другое применение | Разведчик |
Участие в войнах | 1914-1918 гг. Первая Мировая война 1918-1922 гг. Гражданская война |
Выпуск | Серийный |
Произведено | 32 |