В соответствии с планом развития отечественной авиационной промышленности и быстрейшего освобождения страны от необходимости закупать боевые самолеты за рубежом Советское правительство в 1923 году предложило Авиатресту в кратчайший срок создать скоростной маневренный истребитель. Необходимость в таком самолете к этому времени чувствовалась особенно остро, так как состоявшие на вооружении нашей авиации истребители иностранных марок уже не отвечали возросшим требованиям.
Разработку новых истребителей поручили одновременно конструкторским коллективам, возглавляемым Н.Н.Поликарповым и Д.П.Григоровичем. В отличие от группы Поликарпова, разработавшего истребитель монопланной схемы, коллектив Григоровича решил строить самолет общепринятой тогда бипланной схемы. Первый опытный экземпляр истребителя, выпущенный в 1923 году, не показал ожидаемых данных.
Его максимальная скорость была всего 230 км/час, скороподъемность и устойчивость недостаточны, хотя при испытаниях ряд фигур высшего пилотажа выполнялся без труда. На втором опытном экземпляре, выпущенном осенью 1924 года, конструкторы поставили крылья без поперечного V. Фюзеляж с плоскими бортами заменили монококом овального сечения. Летно-тактические качества истребителя заметно возросли. Его скорость достигла 250 км/час, улучшились пилотажные качества. Самолет под маркой И-2 приняли для серийного производства.
После небольшого периода эксплуатации истребитель в связи с рядом замечаний летчиков был модернизирован: при тех же размерах и вооружении несколько увеличены размеры пилотской кабины, улучшен обзор, перекомпановано оперение, изменены капоты двигателя и передняя часть фюзеляжа. В его среднюю часть ввели сварную из стальных труб ферму, что повысило прочность конструкции, хотя и увеличило ее вес на 20 кг. С двигателем М-5 самолет, получивший название И-2-бис, начал строиться серийно. Его скорость у земли достигала 235 км/час, потолок — 5340 м, дальность — 600 км при продолжительности полета в 2,5 часа.
Создание и организация серийного производства И-2 и И-2-бис — одна из серьезных побед молодой советской авиапромышленности. Массовый выпуск этих первых отечественных истребителей позволил Реввоенсовету республики приказом от 1 апреля 1925 года снять с вооружения устаревшие истребители иностранных типов.
Лётно-технические характеристики И-2: | |
Экипаж, чел | 1 |
Размах прямого крыла, м | 10.8 |
Длина, м | 7.32 |
Высота, м | 3 |
Площадь крыла, м2 | 23.4 |
Масса пустого самолёта, кг | 1152 |
Масса нормальная взлётная, кг | 1575 |
Тип двигателя | Liberty M-5 |
Количество двигателей | 1 |
Мощность 1 двигателя, л.с. | 400 |
Максимальная скорость, км/ч | 235 |
Практическая дальность, км | 600 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 420 |
Практический потолок, м | 5340 |
Авиационное артиллерийское оружие: | |||||
Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект |
1 | Пулемет | ПВ-1 | 7,62 | 2 |
Классификаторы | |
Вид применения | Истребитель |
Тип двигателя | Поршневой |
Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев | Биплан |
Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (хвост.) |
Расположение двигателей | В фюзеляже |
Дополнительная информация: | |
Конструктор | Григорович Д.П. |
КБ | Группа Григоровича |
Идекс КБ | И-7 |
Индекс ВС | И-2 |
Начало разработки | 1923 |
Построен | 1923 |
1-й полёт | 1923 |
Испытатели | М. М. Громов, В. Н. Филипов |
Начало гос. испытаний | 1924 |
Принят на вооружение | 1924 |
Период | 1921-1939 |
Базовое применение | Истребитель |
Выпуск | Серийный |
Произведено | более 50 |