Основываясь на обратной связи от пилотов, компания Jeppesen приняла решение усовершенствовать свои IFR-схемы процедур SID и STAR.
Эти усовершенствования нацелены на повышение ситуационной осведомленности, сократить продолжительность полета по приборам без наблюдения за внекабинной обстановкой (reduce heads-down time = уменьшение времени отвлечения внимания пилотов от пилотажных приборов) и, соответственно, снизить вероятность непреднамеренного нарушения правил полетов.
Некоторые из наиболее значимых изменений включают в себя отображение процедур SID/STAR в масштабе, добавление на схемы подложки рельефа местности, а также использование разноцветных надписей.
Тестирование данных нововведений по человеческому фактору подтвердило интуитивность данных усовершенствований, в то время как проверка независимого эксперта (TRS Aviation Consulting) по определению операционных рисков подтвердила, что пилотам не потребуется дополнительного обучения в классах.
Jeppesen также создал интерактивный интернет-курс для самостоятельной подготовки пилотов по изучению данных изменений.
Первые измененные схемы появились в сборниках Jeppesen (как в бумажных, так и в электронных) 16 декабря 2016 г, замена всех схем процедур SID/STAR всех аэродромов в библиотеке Jeppesen будет реализована в течение 2-х лет.
Как было и как станет:
1 - Топография;
2 - GRID MORA;
3 - Ограничения высоты;
4 - Ограничения скорости;
5 - Минимальная безопасная высота в секторе (MSA);
6 - Навигационные средства (маяки);
7 - Зоны ожидания;
8 - "Запасные" аэродромы поблизости с инструментальными правилами полетов (IFR);
9 - Точки (ППМ);
10 - Шкала масштаба.
Некоторые объекты на схемах процедур SID/STAR будут добавлены, некоторые – удалены, а некоторые – изменены.
Рассмотрим все нововведения подробнее:
1. Координаты навигационных средств (маяков VOR, NDB) и точек (Waypoints) будут удалены, как лишняя информация:
Комментарий: в 21 веке все современные воздушные суда имеют навигационные системы (FMS, GNSS, GPS...), с загруженной и регулярно обновляемой навигационной базой данных со всеми необходимыми навигационными объектами, и поиск нужного навигационного средства или точки пилот может выполнить за считанные секунды. Если же авиакомпания эксплуатирует старые воздушные суда с древней авионикой, имеющей некоторые ограничения по работе с навигационными базами данных, то пилотам таких ВС с такими новыми схемами SID/STAR Jeppesen будет не очень комфортно...
2. Длинные названия процедур SID/STAR будут заменены сокращенными:
3. Текстовая информация схемы будет перемещена на боковую панель карты, при этом размер листа при необходимости может быть увеличен:
4. Ограничения по высотам (по эшелонам) будут выделены синим цветом шрифта и без лишних слов:
5. Ограничения по скорости будут отображены пурпурным цветом шрифта:
6. Ограничения по высотам станут отображаться в соответствии со стандартами ИКАО:
– конкретная обязательная высота/ эшелон [«AT» or MANDATORY] | |
– диапазон высот/эшелонов [BETWEEN] | |
– минимальная высота/эшелон [«AT» or ABOVE] | |
– максимальная высота/эшелон [«AT» or BELOW] | |
– рекомендованная высота/эшелон | |
– конкретная высота/эшелон, или по указание диспетчера | |
– ожидаемая высота/эшелон |
7. Увеличен размер схем для лучшей презентабельности и отображения процедур в масштабе:
8. Для отображения навигационных средств на схемах SID/STAR будут использоваться такие же символы, как на маршрутных картах:
9. На картах SID/STAR будет добавлена топографическая информация (подложка), такая как, например, превышение рельефа и крупные водные ресурсы (реки, озера, каналы, проливы):
10. Основные собенности новых схем процедур SID/STAR:
1 – Шкала масштаба отображается снаружи с левой стороны схемы.
2 и вся страница – Топография и шкала высот (рельеф, гидрография, наивысшие точки рельефа, границы стран).
3 – Зоны ожидания: основанные на длине участка или дальности от DME, отображаются в масштабе, основанные на времени полета – не в масштабе.
4 – Ближайшие аэродромы с IFR – символы а/д отображаются на карте серым цветом.
5 – GRID MORA – указывается на карте с частотой сетки в 1° или 0,5° – в зависимости от опубликованного значения в АИПе государства. Число GRID MORA подразумевает сотни футов (нужно умножить на 100 для получения минимальной разрешенной высоты полета вне трассы в пределах данной ячейки).
6 – Минимальная высота в секторе отображается темно-красным цветом, как и сами границы сектора. Диаметр окружности MSA указывается, если он отличается от 25 NM.
7 – Ограничения скорости отображаются пурпурным цветом. Ограничения скорости обязательно содержат «AT», «MIN» или «MAX» – перед указанным значением скорости в узлах (IAS).
Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Сиэтл Такома Межд. (KSEA/SEA):
Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Гонконг (VHHH/HKG):
На основе материалов с сайта Jeppesen
Дано: компьютер с операционной системой Windows XP SP3 в корпоративной сети, построенной на Novell, несколько сетевых дисков, на которые даны права на запись/чтение. Встроенный браузер Internet Explorer - версии 7.... с чем-то. Неудобство: при копировании с/на любой сетевой диск проводник выдает сообщение: "Скопировать или переместить файлы из этой зоны?", в результате, пользователю каждый раз приходится дополнительно...
Взлетает самолет с аэродрома Москва Внуково (UUWW/VKO) с ВПП 06. (Практически по курсу взлета с ВПП 06 на удалении приблизительно 11 км от торца находится магазин ИКЕА). В наборе высоты вдруг отказывают все двигатели. Второй пилот: - У нас отказ всех двигателей!
Межгосударственный авиационный комитет 16 ноября 2011 года, Бексаев Введение Необходимость сбора больших объёмов данных, связанных с безопасностью полётов, и обработки этих массивов в кратчайшие сроки всё больше диктует необходимость использования компьютерных технологий при передаче/приёме и обработке данных. В настоящее время всё чаще для сбора и анализа данных используются электронный документооборот, что...
В дополнение к обычной сводке METAR и TAF многие военные аэродромы в метеорологической сводке могут использовать цветовой код, обозначенный словом на английском языке. Этот цветовой код является одной из форм сокращение для экипажей и дополнительно акцентирует внимание на основной информации в сообщении.
БД для EGPWS/TAWS "T2CAS" предоставляется компанией ACSS (Aviation Communication and Surveillance System) в своем бортовом формате, конвертация уже выполнена, и БД готова для загрузки в систему. Периодичность обновления – по факту выхода новой БД (примерно кардые 3 месяца). Сроки не совпадают с циклами AIRAC. При этом зарегистрированным пользователям на электронную почту приходит уведомление о том, что новая БД...
Многие современные гаджеты имеют встроенную фото/видео камеру (а то и даже две): планшеты, видео регистраторы, мобильные телефоны... Последние по причине очень широкого распространения довольно часто используются владельцами в качестве средства фото или видеофиксации. Причем, зачастую совершенно не задумываясь над итогом, держат мобильный телефон так, как удобнее, а не так, как нужно для...
В настоящее время имеется большое разнообразие программ для навигации: Mapsme, Яндекс.Навигатор, Sygic, Навител, Copilot, Magic Earth, iGo, TomTom Go и множество других приложений. Наиболее популярные версии - для iOS и для Android, для других платформ (например, Windows) не каждый производитель делает приложение. Разные пользователи выбирают и используют различные приложения для навигации - кому какие...