Основываясь на обратной связи от пилотов, компания Jeppesen приняла решение усовершенствовать свои IFR-схемы процедур SID и STAR.
Эти усовершенствования нацелены на повышение ситуационной осведомленности, сократить продолжительность полета по приборам без наблюдения за внекабинной обстановкой (reduce heads-down time = уменьшение времени отвлечения внимания пилотов от пилотажных приборов) и, соответственно, снизить вероятность непреднамеренного нарушения правил полетов.
Некоторые из наиболее значимых изменений включают в себя отображение процедур SID/STAR в масштабе, добавление на схемы подложки рельефа местности, а также использование разноцветных надписей.
Тестирование данных нововведений по человеческому фактору подтвердило интуитивность данных усовершенствований, в то время как проверка независимого эксперта (TRS Aviation Consulting) по определению операционных рисков подтвердила, что пилотам не потребуется дополнительного обучения в классах.
Jeppesen также создал интерактивный интернет-курс для самостоятельной подготовки пилотов по изучению данных изменений.
Первые измененные схемы появились в сборниках Jeppesen (как в бумажных, так и в электронных) 16 декабря 2016 г, замена всех схем процедур SID/STAR всех аэродромов в библиотеке Jeppesen будет реализована в течение 2-х лет.
Как было и как станет:
1 - Топография;
2 - GRID MORA;
3 - Ограничения высоты;
4 - Ограничения скорости;
5 - Минимальная безопасная высота в секторе (MSA);
6 - Навигационные средства (маяки);
7 - Зоны ожидания;
8 - "Запасные" аэродромы поблизости с инструментальными правилами полетов (IFR);
9 - Точки (ППМ);
10 - Шкала масштаба.
Некоторые объекты на схемах процедур SID/STAR будут добавлены, некоторые – удалены, а некоторые – изменены.
Рассмотрим все нововведения подробнее:
1. Координаты навигационных средств (маяков VOR, NDB) и точек (Waypoints) будут удалены, как лишняя информация:
Комментарий: в 21 веке все современные воздушные суда имеют навигационные системы (FMS, GNSS, GPS...), с загруженной и регулярно обновляемой навигационной базой данных со всеми необходимыми навигационными объектами, и поиск нужного навигационного средства или точки пилот может выполнить за считанные секунды. Если же авиакомпания эксплуатирует старые воздушные суда с древней авионикой, имеющей некоторые ограничения по работе с навигационными базами данных, то пилотам таких ВС с такими новыми схемами SID/STAR Jeppesen будет не очень комфортно...
2. Длинные названия процедур SID/STAR будут заменены сокращенными:
3. Текстовая информация схемы будет перемещена на боковую панель карты, при этом размер листа при необходимости может быть увеличен:
4. Ограничения по высотам (по эшелонам) будут выделены синим цветом шрифта и без лишних слов:
5. Ограничения по скорости будут отображены пурпурным цветом шрифта:
6. Ограничения по высотам станут отображаться в соответствии со стандартами ИКАО:
![]() |
– конкретная обязательная высота/ эшелон [«AT» or MANDATORY] |
![]() |
– диапазон высот/эшелонов [BETWEEN] |
![]() |
– минимальная высота/эшелон [«AT» or ABOVE] |
![]() |
– максимальная высота/эшелон [«AT» or BELOW] |
![]() |
– рекомендованная высота/эшелон |
![]() |
– конкретная высота/эшелон, или по указание диспетчера |
![]() |
– ожидаемая высота/эшелон |
7. Увеличен размер схем для лучшей презентабельности и отображения процедур в масштабе:
8. Для отображения навигационных средств на схемах SID/STAR будут использоваться такие же символы, как на маршрутных картах:
9. На картах SID/STAR будет добавлена топографическая информация (подложка), такая как, например, превышение рельефа и крупные водные ресурсы (реки, озера, каналы, проливы):
10. Основные собенности новых схем процедур SID/STAR:
1 – Шкала масштаба отображается снаружи с левой стороны схемы.
2 и вся страница – Топография и шкала высот (рельеф, гидрография, наивысшие точки рельефа, границы стран).
3 – Зоны ожидания: основанные на длине участка или дальности от DME, отображаются в масштабе, основанные на времени полета – не в масштабе.
4 – Ближайшие аэродромы с IFR – символы а/д отображаются на карте серым цветом.
5 – GRID MORA – указывается на карте с частотой сетки в 1° или 0,5° – в зависимости от опубликованного значения в АИПе государства. Число GRID MORA подразумевает сотни футов (нужно умножить на 100 для получения минимальной разрешенной высоты полета вне трассы в пределах данной ячейки).
6 – Минимальная высота в секторе отображается темно-красным цветом, как и сами границы сектора. Диаметр окружности MSA указывается, если он отличается от 25 NM.
7 – Ограничения скорости отображаются пурпурным цветом. Ограничения скорости обязательно содержат «AT», «MIN» или «MAX» – перед указанным значением скорости в узлах (IAS).
Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Сиэтл Такома Межд. (KSEA/SEA):
Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Гонконг (VHHH/HKG):
На основе материалов с сайта Jeppesen
Есть такое iOS-приложение - Garmin Pilot, которое можно было бы назвать замечательным, но с марта 2022 года она стало немного иным... Но, довольно грустной лирики, ибо есть люди, которые до сих пор пользуются этим приложеним не смотря ни на что. Итак, в некоторых случаях пилотам может понадобиться выполнять полет и контролировать местоположение ВС относительно некого трека, который был записан ранее. Если...
Ситуация: вы подключили свой iPad или iPhone к компьютеру с помощью кабеля. Программа iTunes запустилась сама, или вы ее принудительно запустили, но функция синхронизации приложений (программ) не активна! :( Выражается это в невозможности установить/убрать галочку на Синхронизации приложений - вся станица "Программы" выглядит не активной.
Для того, чтобы пользователи приложения не тыкали своими шаловливыми ручками куда попало не могли вводить заведомо не корректный текст, можно реализовать ряд ограничений для них. На сайтах обычно это реализуется с помощью JS-скриптов, которые, теоретически, могут быть оключены пользователем на глобальном уровне, и все ограничения, реализованные с помощью JS перестанут действовать. В...
Некоторые жадные владельцы сайтов настолько дорожат своим уникальным содержимым, размещенном в интернете, что порой удивляешься - как они вообще решились на такое - публично это все выложить в сеть?!? :))) Цифровые скряги внедряют в страницы сайта специальные JS-скрипты, блокирующие выделение текста и возможность сделать клик правой кнопкой, добавляют специальные CSS-стили, блокирующие...
Многие рядовые и слегка продвинутые пользователи компьютеров много лет пользовались ими и не подозревали о существовании какого-то файла по имени hosts, не имеющего фамилии (т.е. расширения). Но благодаря вирусам и неидеальности операционных систем семейства Форточек (Windows) пользователям пришлось познакомиться с этим "хостом", причем, довольно тесно.
Основываясь на обратной связи от пилотов, компания Jeppesen приняла решение усовершенствовать свои IFR-схемы процедур SID и STAR. Эти усовершенствования нацелены на повышение ситуационной осведомленности, сократить продолжительность полета по приборам без наблюдения за внекабинной обстановкой (reduce heads-down time = уменьшение времени отвлечения внимания пилотов от пилотажных приборов) и,...
Иногда в тексте, написанном на русском языке, может оказаться буква из английского алфавита, или наоборот - в английском тексте спрячется русская буква. Большинство сайтов, компьютерных программ и информационных систем никак не это не отреагируют. Но есть некоторые "уникальные" ресурсы, жестко требующие определенную раскладку. Визуально невозможно отличить русские буквы А, Е, К, М, Н, О, Р,...