Основываясь на обратной связи от пилотов, компания Jeppesen приняла решение усовершенствовать свои IFR-схемы процедур SID и STAR.
Эти усовершенствования нацелены на повышение ситуационной осведомленности, сократить продолжительность полета по приборам без наблюдения за внекабинной обстановкой (reduce heads-down time = уменьшение времени отвлечения внимания пилотов от пилотажных приборов) и, соответственно, снизить вероятность непреднамеренного нарушения правил полетов.
Некоторые из наиболее значимых изменений включают в себя отображение процедур SID/STAR в масштабе, добавление на схемы подложки рельефа местности, а также использование разноцветных надписей.
Тестирование данных нововведений по человеческому фактору подтвердило интуитивность данных усовершенствований, в то время как проверка независимого эксперта (TRS Aviation Consulting) по определению операционных рисков подтвердила, что пилотам не потребуется дополнительного обучения в классах.
Jeppesen также создал интерактивный интернет-курс для самостоятельной подготовки пилотов по изучению данных изменений.
Первые измененные схемы появились в сборниках Jeppesen (как в бумажных, так и в электронных) 16 декабря 2016 г, замена всех схем процедур SID/STAR всех аэродромов в библиотеке Jeppesen будет реализована в течение 2-х лет.
Как было и как станет:
1 - Топография;
2 - GRID MORA;
3 - Ограничения высоты;
4 - Ограничения скорости;
5 - Минимальная безопасная высота в секторе (MSA);
6 - Навигационные средства (маяки);
7 - Зоны ожидания;
8 - "Запасные" аэродромы поблизости с инструментальными правилами полетов (IFR);
9 - Точки (ППМ);
10 - Шкала масштаба.
Некоторые объекты на схемах процедур SID/STAR будут добавлены, некоторые – удалены, а некоторые – изменены.
Рассмотрим все нововведения подробнее:
1. Координаты навигационных средств (маяков VOR, NDB) и точек (Waypoints) будут удалены, как лишняя информация:
Комментарий: в 21 веке все современные воздушные суда имеют навигационные системы (FMS, GNSS, GPS...), с загруженной и регулярно обновляемой навигационной базой данных со всеми необходимыми навигационными объектами, и поиск нужного навигационного средства или точки пилот может выполнить за считанные секунды. Если же авиакомпания эксплуатирует старые воздушные суда с древней авионикой, имеющей некоторые ограничения по работе с навигационными базами данных, то пилотам таких ВС с такими новыми схемами SID/STAR Jeppesen будет не очень комфортно...
2. Длинные названия процедур SID/STAR будут заменены сокращенными:
3. Текстовая информация схемы будет перемещена на боковую панель карты, при этом размер листа при необходимости может быть увеличен:
4. Ограничения по высотам (по эшелонам) будут выделены синим цветом шрифта и без лишних слов:
5. Ограничения по скорости будут отображены пурпурным цветом шрифта:
6. Ограничения по высотам станут отображаться в соответствии со стандартами ИКАО:
![]() |
– конкретная обязательная высота/ эшелон [«AT» or MANDATORY] |
![]() |
– диапазон высот/эшелонов [BETWEEN] |
![]() |
– минимальная высота/эшелон [«AT» or ABOVE] |
![]() |
– максимальная высота/эшелон [«AT» or BELOW] |
![]() |
– рекомендованная высота/эшелон |
![]() |
– конкретная высота/эшелон, или по указание диспетчера |
![]() |
– ожидаемая высота/эшелон |
7. Увеличен размер схем для лучшей презентабельности и отображения процедур в масштабе:
8. Для отображения навигационных средств на схемах SID/STAR будут использоваться такие же символы, как на маршрутных картах:
9. На картах SID/STAR будет добавлена топографическая информация (подложка), такая как, например, превышение рельефа и крупные водные ресурсы (реки, озера, каналы, проливы):
10. Основные собенности новых схем процедур SID/STAR:
1 – Шкала масштаба отображается снаружи с левой стороны схемы.
2 и вся страница – Топография и шкала высот (рельеф, гидрография, наивысшие точки рельефа, границы стран).
3 – Зоны ожидания: основанные на длине участка или дальности от DME, отображаются в масштабе, основанные на времени полета – не в масштабе.
4 – Ближайшие аэродромы с IFR – символы а/д отображаются на карте серым цветом.
5 – GRID MORA – указывается на карте с частотой сетки в 1° или 0,5° – в зависимости от опубликованного значения в АИПе государства. Число GRID MORA подразумевает сотни футов (нужно умножить на 100 для получения минимальной разрешенной высоты полета вне трассы в пределах данной ячейки).
6 – Минимальная высота в секторе отображается темно-красным цветом, как и сами границы сектора. Диаметр окружности MSA указывается, если он отличается от 25 NM.
7 – Ограничения скорости отображаются пурпурным цветом. Ограничения скорости обязательно содержат «AT», «MIN» или «MAX» – перед указанным значением скорости в узлах (IAS).
Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Сиэтл Такома Межд. (KSEA/SEA):
Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Гонконг (VHHH/HKG):
На основе материалов с сайта Jeppesen
Давно-давно мобильное приложение Mapsme было очень классным и удобным, а его технология хранения и использования векторых карт была вообще революционной на тот момент (подробности - в подкасте "Maps.me. Как упаковать мир в телефон", 11 ноября 2021 - гуглится легко), но потом пришли деньги... Сейчас приложение Mapsme - содержит в себе много всякого лишнего, и его интерфейс уже не идеален для навигации :(
Для того, чтобы пользователи приложения не тыкали своими шаловливыми ручками куда попало не могли вводить заведомо не корректный текст, можно реализовать ряд ограничений для них. На сайтах обычно это реализуется с помощью JS-скриптов, которые, теоретически, могут быть оключены пользователем на глобальном уровне, и все ограничения, реализованные с помощью JS перестанут действовать. В...
Данное эксклюзивное "литературное" произведение было собрано, сверстано, напечатано в нескольких экземплярах в виде брошюры размером А5 и, конечно же, размещено на просторах Интернета выпускниками факультета УВД (Управление Воздушным Движением) 2003 года Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА). Курсанты группы Д11/51-98 в течение 5 лет не только смеялись над друг...
Загрузка файлов на сайт (а по сути - на сервер) обычно выполняется через POST-запрос или UPLOAD-запрос. Но это актуально только для тех сайтов, для которых на сервере используется Appache. Но если на сервере используется NGINX (CGI или FAST CGI), то максимально допустимый размер тела запроса определяется по-другому - директивой client_max_body_size. По умолчанию директива client_max_body_size имеет...
При использовании различных систем управления сайтами (CMS - Content Management System), например, Joomla, Wordpress или других, часто вебматера устанавливают дополнительные расширения (компоненты, модули, плагины), необходимыми для полноценного функционирования сайта. При этом, многие расширения отображают на страницах сайта, ссылку на сайт создателя этого расширения. С одной стороны, это...
Как разделить текстовый файл построчно на несколько отдельных файлов и удалить часть строки? Бесплатно, без СМС, и без Python! Как-то при тестировании процесса ввода в оборот маркированного товара пришлось иметь дело с большим количеством кодов SGTIN...
Устройства iPhone и iPad имеют довольно серьёзный недостаток - отсутствие нормального человеческого доступа к файловой системе устройства. По этой причине пользователям очень неудобно загружать различные файлы на мобильные устройства с компьютера и наоборот. Последние модели iPhone имеют очень крутые фотокамеры, позволяющие за несколько секунд делать потрясающие снимки (да, об этом никто даже не...