В начале марта 2022 года США и Европа ввели новые санкции против России. Не смотря на то, что многие уже привыкли к разным санкциям со стороны "буржуев", в этот раз все оказалось гораздо серьезнее. И в этот раз под санкции попала Российская авиация. 

Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation

Во-первых, Евроконтроль закрыл свое воздушное пространство для российских ВС. Во-вторых, иностранные компании, которые ранее передали свои самолеты Boeing и Airbus в лизинг в Россию, потребовали вернуть их.

Да, это не приятно - лишаться части своего воздушного флота, но не все российские авиакомпании эксплуатировали только лизинговые самолёты, некоторые машины были в собственности у российских АК, и их не нужно возвращать. Казалось бы, что проблема не очень масштабная, и можно выполнять полеты внутри страны и в дружественные страны...

Но оказалось, что буржуи предусмотрели это, и даже больше...

Для того, чтобы авиакомпания могла успешно выполнять свою операционную деятельность, в 21 веке было создано много программ, компьютерных систем и баз данных и, по иронии судьбы, большой процент такого программного обеспечения и сервисов, используемых в авиакомпаниях (от 50% до 90% - в зависимости от авиакомпании), было импортным.




 

 

LSY

Первый буржуйский поставщик навигационного ПО, систем и БД, который ввел авиационные санкции против российских авиакомпаний стала компания Lufthansa Systems Gmbh. "Люфты" имеют офис в Цюрихе (Швейцария), во Франкфурте (Германия) и в Гданьске (Польша), и 4 марта 2022 года они прислали письмо своим клиентам, что отключают все российские авиакомпании от их сервисов:

Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation  - Lufthansa Systems 

Подписали письмо Olivier Krüger и Thomas Wittmann и даже добавили в конце "Best Regards":
Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation  - Lufthansa Systems - Olivier Krüger and Thomas Wittmann

Буквально через несколько часов после отправки письма Lufthansa Systems отключила все сервисы, которыми управляла и контролировала. Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы люфтганзы:

- LIDO Flight - система для расчета оптимальных маршрутов полета для воздушных судов с учетом текущих навигационных данных, временных ограничений NOTAM, прогнощзируемой и фактической погоды;

- NetLine - система управления расписанием полетов ВС АК, планирования экипажей и др. (имеет несколько модулей: NetLine/Sched, NetLine/Ops ++, NetLine/Crew, NetLine/Load, NetLine/Plan);

- LIDO mPilot - iOS-приложение для бортовых EFB с навигационными картами и схемами аэродромов + библиотека бортовых документов авиакомпании;

- LIDO NavData - навигационная база данных в формате ARINC 424 или в бортовом формате FMS производства Honeywell, Collins или др.

Возможно, кто-то использовал и другие программные продукты Lufthansa Systems, остальные - не такие критичные как эти 4 сервиса.




 

 

JEPP

Следующие авиационные санкции были от компании Jeppesen (хотя они типа переименовались в Boeing, так как входят в группу компаний Boeing, все равно это джеппесен для всех). В результате, некоторые российские авиакомпании получили такое электронное сообщение:

Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation  - Lufthansa Systems

И действительно, в течение двух суток сервисы, предоставляемые компанией Jeppesen последовательно были отключены...

Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы джеппесен:

- FD PRO - iOS-приложение для бортовых EFB с аэронавигационной информацией для пилотов (Enroute, Charts, Text info);

- Boeing OPT - iOS-приложение для бортовых EFB для расчета взлетно-посадочных характеристик ВС Boeing;

- JDM PRO - система администрирования учетных записей Jepp FD PRO, Boeing OPT, и др.;

- JetPlanner/ JetPlanner PRO - система для выполнения навигационных расчетов и генерирования OFP;

- eLink for Windows - офисное приложение с аэронавигационной информацией для сотрудников по обеспечению полетов (flight dispatch);

- web eLink - портал с аэронавигационной информацией для пилотов и сотрудников по обеспечению полетов;

- навигационные БД в формате ARINC-424 и в бортовом формате FMS.

 

Все российские коммерческие авиакомпании использовали для выполнения полетов хотя бы один из сервисов от Lufthansa Systems или Jeppesen, соответственно, все они столкнулись с проблемами при обеспечении и выполнения полетов после ввода санкций навигационными провайдерами.

Наиболее критически важные сервисы, которых лишились все авиакомпании РФ - это аэронавигационная информация для EFB (Jepp FD PRO и LIDO mPilot) и системы для планирования полетов (LIDO Flight и JetPlanner).

Самый критически важный сервис, которого лишились авиакомпании РФ, эксплуатирующие иномарки - Boeing, Airbus и другие - это навигационная база данных для FMS.

В принципе, каждая авиакомпания может в течение определенного времени найти замену (хотя и далеко не идеальную...) почти для всех сервисов, получаемых от иностранных компании Lufthansa Systems и Jeppesen, кроме одного - навигационной базы данных в бортовом формате FMS. А без актуальной навигационной БД выполнять полеты не разрешается. Вот такая вот подстава.

И, если с самолетами производства Boeing и Airbus - это логично и было неизбежно с самого начала (просто никто из руководителей авиакомпаний, принимавших решения использовать "иномарки" не учитывал подобные риски или специально их отбрасывал), то удивляют факты, когда на самолеты российского и советского производства при модернизации устанавливали зарубежного оборудование: KLN-90, SMA-9000 и др.




 

 

SSJ-100

Многие радуются за российский суперджет. Зря радуются. На нем установлена буржуская FMS - SMA-9000 производства канадской компании SMS Electronics, и базу данных для этой FMS предоставляли канадцы, а в качестве исходной базы данных для FMS использовалась навигационная БД от Jeppesen. Таким образом, суперджет также остался без навигационной базы данных...

 

Возможно, что в итоге все наладится, и поставщики аэронавигационных данных отменят свои санкции и снова включат свои программы для российских авиакомпаний, но осадок все равно останется, и соответствующие выводы все равно должны будут сделаны, и мероприятия по импортозамещению должны быть выполнены.

 

Данный сайт не касался, не касается и не будет касаться политики, здесь фиксируются только технические вопросы, поэтому прошу не писать в комментариях "*** первые начали", "*** - сами дураки" и пр. - такое не пройдет модерацию.

Эта статья включена в раздел АВИАЦИЯ -> ИСТОРИИ только с целью фиксации данного исторического факта.

 

P.S. Видео в тему на канале Владимира Потапова (Sky Artist):

 

Комментарии (2)

This comment was minimized by the moderator on the site

Когда бизнес идёт хорошо, недальновидное руководство думает , что так будет всегда, но за эту глупую самоуверенность всегда приходится платить очень высокую цену.

This comment was minimized by the moderator on the site

Несколько лет назад вероятность наступления таких рисков - "Поставщик навигационных БД или АНИ прекратил обеспечение" - была на столько ничтожной, что ни у кого даже мысли не возникало на этот счет, что Jeppesen и Lufthansa Systems, которые активно окучивали российских эксплуатантов, конкурируя между собой и стараясь заключить как можно больше контрактов на аэронавигационное обеспечение полетов.
У некоторых авиаторов максимум возникали мысли только о том, что тот или иной сервис не обоснованно дорогой, например, работа DAT-провайдеров 2 типа, которые один раз написали ПО для конвертации базы данных из ARINC 424 в бортовой формат, сертифицировали его и гребут бабло, соизмеримое со стоимостью услуг DAT-провайдера 1 типа.

России нужен свой DAT-провайдер, поддерживающий мировую БД. ЦАИ ГА на эту роль не катят - старая школа, очень инертные, размер БД маленький.

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

      Найти в тексте символы другой раскладки клавиатуры
      Найти в тексте символы другой раскладки клавиатуры

      Иногда в тексте, написанном на русском языке, может оказаться буква из английского алфавита, или наоборот - в английском тексте спрячется русская буква. Большинство сайтов, компьютерных программ и информационных систем никак не это не отреагируют. Но есть некоторые "уникальные" ресурсы, жестко требующие определенную раскладку.   Визуально невозможно отличить русские буквы А, Е, К, М, Н, О, Р,...




      Ошибка
      Ошибка "Failed to initialize JIT-EDocs API"

      Пользователи, на компьютерах (ноутбуках) которых установлены программы Jeppesen FliteStar/FliteMap и Jepp View иногда после очередного обновления навигационной базы данных при запуске программы FliteStar/FliteMap могут увидеть сообщение об ошибке: Сообщение об ошибке "Failed to initialize JIT-EDocs API. (-7019) Unknown error" говорит, что программа не может инициализировать JIT-EDocs API.




      Обновление навигационных баз данных навигатора Garmin GPS Map 495
      Обновление навигационных баз данных навигатора Garmin GPS Map 495

      Навигаторы Garmin считаются одними из лучших, причем, не важно, какие это навигаторы: туристические, автомобильные, морские или авиационные - профессионалы предпочитают приборы Garmin (очень похоже на рекламу, но факт остается фактом). В зависимости от типа навигатора и частоты его использования необходимо поддерживать в актуальном состоянии его базы данных. Например, если туристический...




      301 редирект страницы с параметром с помощью .htaccess
      301 редирект страницы с параметром с помощью .htaccess

      В интернете написано много примеров, как настроить с помощью файла .htaccess переадресацию с одной конкретной страницы сайта на другую, с нескольких страниц на одну, с WWW на без WWW, с HTTP на HTTPS и др. Но нормальных примеров для 301 редиректа с использованием страниц, имеющих параметры, не удалось найти. Как-то просматривая логи сайта https://skalolaskovy.ru, были обнаружены левые попытки авторизации...




      Проблема авиационного шума
      Проблема авиационного шума

      Международные требования к шуму воздушных судов изложены в форме стандартов и рекомендуемой практики в документе Международной организации гражданской авиации (ИКАО) “Приложение 16 “Охрана окружающей среды” (том 1 “Авиационный шум”) Конвенции о международной гражданской авиации 1944г. Проблема авиационного шума возникла с конца 50-х годов со времени внедрения и начала интенсивной эксплуатации в мировой гражданской...




      Компьютеры и отмена летнего времени в России
      Компьютеры и отмена летнего времени в России

      В России 8 февраля 2011 года отменили переход на летнее время. Таким образом, в последний раз централизовано переведя стрелки часов на 1 час вперед 27 марта 2011 года, в России было установлено единое время без сезонных переходов. Но вот приближается последняя суббота октября 2011 года - 29 число. В этот день компьютеры не должны ничего делать. Теоретически это можно настроить, убрав галочку "Автоматический...




      Обновление навигационных баз данных с помощью iPhone
      Обновление навигационных баз данных с помощью iPhone

      Jeppesen создал JDM (Jeppesen Distribution Manager) для iOS и объявил о стратегическом альянсе с компанией Bad Elf, которая выпустила портативный аксессуар для загрузки /выгрузки данных – Bad Ef Wombat. Устройство Wombat представляет собой беспроводную систему передачи данных, а программа JDM (iOS) позволяет скачать обновления навигационных баз данных Jeppesen в iPad или в iPhone для...



Яндекс.Метрика
Сайт работает на быстром VPS/VDS хостинге от FASTVPS