В начале марта 2022 года США и Европа ввели новые санкции против России. Не смотря на то, что многие уже привыкли к разным санкциям со стороны "буржуев", в этот раз все оказалось гораздо серьезнее. И в этот раз под санкции попала Российская авиация.
Во-первых, Евроконтроль закрыл свое воздушное пространство для российских ВС. Во-вторых, иностранные компании, которые ранее передали свои самолеты Boeing и Airbus в лизинг в Россию, потребовали вернуть их.
Да, это не приятно - лишаться части своего воздушного флота, но не все российские авиакомпании эксплуатировали только лизинговые самолёты, некоторые машины были в собственности у российских АК, и их не нужно возвращать. Казалось бы, что проблема не очень масштабная, и можно выполнять полеты внутри страны и в дружественные страны...
Но оказалось, что буржуи предусмотрели это, и даже больше...
Для того, чтобы авиакомпания могла успешно выполнять свою операционную деятельность, в 21 веке было создано много программ, компьютерных систем и баз данных и, по иронии судьбы, большой процент такого программного обеспечения и сервисов, используемых в авиакомпаниях (от 50% до 90% - в зависимости от авиакомпании), было импортным.
Первый буржуйский поставщик навигационного ПО, систем и БД, который ввел авиационные санкции против российских авиакомпаний стала компания Lufthansa Systems Gmbh. "Люфты" имеют офис в Цюрихе (Швейцария), во Франкфурте (Германия) и в Гданьске (Польша), и 4 марта 2022 года они прислали письмо своим клиентам, что отключают все российские авиакомпании от их сервисов:
Подписали письмо Olivier Krüger и Thomas Wittmann и даже добавили в конце "Best Regards":
Буквально через несколько часов после отправки письма Lufthansa Systems отключила все сервисы, которыми управляла и контролировала. Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы люфтганзы:
- LIDO Flight - система для расчета оптимальных маршрутов полета для воздушных судов с учетом текущих навигационных данных, временных ограничений NOTAM, прогнощзируемой и фактической погоды;
- NetLine - система управления расписанием полетов ВС АК, планирования экипажей и др. (имеет несколько модулей: NetLine/Sched, NetLine/Ops ++, NetLine/Crew, NetLine/Load, NetLine/Plan);
- LIDO mPilot - iOS-приложение для бортовых EFB с навигационными картами и схемами аэродромов + библиотека бортовых документов авиакомпании;
- LIDO NavData - навигационная база данных в формате ARINC 424 или в бортовом формате FMS производства Honeywell, Collins или др.
Возможно, кто-то использовал и другие программные продукты Lufthansa Systems, остальные - не такие критичные как эти 4 сервиса.
Следующие авиационные санкции были от компании Jeppesen (хотя они типа переименовались в Boeing, так как входят в группу компаний Boeing, все равно это джеппесен для всех). В результате, некоторые российские авиакомпании получили такое электронное сообщение:
И действительно, в течение двух суток сервисы, предоставляемые компанией Jeppesen последовательно были отключены...
Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы джеппесен:
- FD PRO - iOS-приложение для бортовых EFB с аэронавигационной информацией для пилотов (Enroute, Charts, Text info);
- Boeing OPT - iOS-приложение для бортовых EFB для расчета взлетно-посадочных характеристик ВС Boeing;
- JDM PRO - система администрирования учетных записей Jepp FD PRO, Boeing OPT, и др.;
- JetPlanner/ JetPlanner PRO - система для выполнения навигационных расчетов и генерирования OFP;
- eLink for Windows - офисное приложение с аэронавигационной информацией для сотрудников по обеспечению полетов (flight dispatch);
- web eLink - портал с аэронавигационной информацией для пилотов и сотрудников по обеспечению полетов;
- навигационные БД в формате ARINC-424 и в бортовом формате FMS/GNSS.
Все российские коммерческие авиакомпании использовали для выполнения полетов хотя бы один из сервисов от Lufthansa Systems или Jeppesen, соответственно, все они столкнулись с проблемами при обеспечении и выполнения полетов после ввода санкций навигационными провайдерами.
Наиболее критически важные сервисы, которых лишились все авиакомпании РФ - это аэронавигационная информация для EFB (Jepp FD PRO и LIDO mPilot) и системы для планирования полетов (LIDO Flight и JetPlanner).
Самый критически важный сервис, которого лишились авиакомпании РФ, эксплуатирующие иномарки - Boeing, Airbus и другие - это навигационная база данных для FMS.
В принципе, каждая авиакомпания может в течение определенного времени найти замену (хотя и далеко не идеальную...) почти для всех сервисов, получаемых от иностранных компании Lufthansa Systems и Jeppesen, кроме одного - навигационной базы данных в бортовом формате FMS. А без актуальной навигационной БД выполнять полеты не разрешается. Вот такая вот подстава.
И, если с самолетами производства Boeing и Airbus - это логично и было неизбежно с самого начала (просто никто из руководителей авиакомпаний, принимавших решения использовать "иномарки" не учитывал подобные риски или специально их отбрасывал), то удивляют факты, когда на самолеты российского и советского производства при модернизации устанавливали зарубежного оборудование: KLN-90, SMA-9000 и др.
Многие радуются за российский суперджет. Зря радуются. На нем установлена буржуская FMS - SMA-9000 производства канадской компании SMS Electronics, и базу данных для этой FMS предоставляли канадцы, а в качестве исходной базы данных для FMS использовалась навигационная БД от Jeppesen. Таким образом, суперджет также остался без навигационной базы данных...
Возможно, что в итоге все наладится, и поставщики аэронавигационных данных отменят свои санкции и снова включат свои программы для российских авиакомпаний, но осадок все равно останется, и соответствующие выводы все равно должны будут сделаны, и мероприятия по импортозамещению должны быть выполнены.
Данный сайт не касался, не касается и не будет касаться политики, здесь фиксируются только технические вопросы, поэтому прошу не писать в комментариях "*** первые начали", "*** - сами дураки" и пр. - такое не пройдет модерацию.
Эта статья включена в раздел АВИАЦИЯ -> ИСТОРИИ только с целью фиксации данного исторического факта.
P.S. Видео в тему на канале Владимира Потапова (Sky Artist):
Cвященнослужитель и австралийский пастух овец выступают соперниками в одной телевизионной викторине. После того, как были заданы все стандартные вопросы, результат - ничья. Тогда ведущий передачи задает последний решающий вопрос: оба участника должны придумать в течение 5-ти минут стихотворение, в котором бы прозвучало слово "Тимбукту" (для справки - это город в республике Мали, который в свое...
При добавлении кастомных иконок в Tab Bar они могут иногда отображаться не корректно, например так: Для отрисовки иконки xCode использует цвет по умолчанию (в данном проекте это синий цвет).
Ведущий: Ежедневно тысячи людей попадают в кpитические ситуации, безвыходные положения, ломают pуки и ноги. Помочь им в этом пpизвана наша пpогpамма и служба "Спасение 911". Приободрить людей, попавших в беду, свести все к шутке - в этом состоит наша главная задача. И об одном таком случае, случившемся в Рождество, я не имею пpава молчать. Да, собственно, не очень-то и хочется.
10 июля 2009 года мы решили и поехали в пещеры, которые находятся возле поселка Красный Гуляй Ульяновской области. Причем мало кто из нас знал точное место расположения этих пещер. Проводником (как выяснилось позже - хреновым) у нас был Сева, который в детстве ездил с классом в район тех пещер в рамках краеведческих исследований. Причем этот проводник плюс еще 3 человека с ним в машине уехали раньше...
Процесс подготовки и обработки аэронавигационных данных должен выполнятся в соответствии с определенными критериями, которые будут гарантировать качество аэронавигационных данных. Умные "буржуи" собрались как-то вместе, организовали рабочую группу под эгидой RTCA и создали документ DO-200A/EUROCAE ED-76 "Standards for Processing Aeronautical Data". Российские авиационные власти и главные авиационные...
Во-первых, зачем это может понадобиться? Представьте ситуацию: корпоративные сайт со специфическими задачами, количество пользователей - до нескольких сотен человек. Регистрацию этих пользователей выполняет администратор сайта, самостоятельная регистрация на сайте специально отключена, чтобы отсечь чужих. Для того, чтобы администратору не нужно было создавать множество почтовых ящиков, на...
При использовании Программы Развертывания (Deployment Program) BYOD при установке профиля регистрации (Enrollment Profile) мобильного устройства на MDM-сервере, установка профиля может не выполнится, а мобильное устройство отобразит сообщение с ошибкой: Сбой установки профиля. iPad не активирован При установке профиля регистрации на контролируемые устройства (supervised devices) такая ошибка не может быть в принципе. Но если планшет является личным устройством, и...