В начале марта 2022 года США и Европа ввели новые санкции против России. Не смотря на то, что многие уже привыкли к разным санкциям со стороны "буржуев", в этот раз все оказалось гораздо серьезнее. И в этот раз под санкции попала Российская авиация. 

Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation

Во-первых, Евроконтроль закрыл свое воздушное пространство для российских ВС. Во-вторых, иностранные компании, которые ранее передали свои самолеты Boeing и Airbus в лизинг в Россию, потребовали вернуть их.

Да, это не приятно - лишаться части своего воздушного флота, но не все российские авиакомпании эксплуатировали только лизинговые самолёты, некоторые машины были в собственности у российских АК, и их не нужно возвращать. Казалось бы, что проблема не очень масштабная, и можно выполнять полеты внутри страны и в дружественные страны...

Но оказалось, что буржуи предусмотрели это, и даже больше...

Для того, чтобы авиакомпания могла успешно выполнять свою операционную деятельность, в 21 веке было создано много программ, компьютерных систем и баз данных и, по иронии судьбы, большой процент такого программного обеспечения и сервисов, используемых в авиакомпаниях (от 50% до 90% - в зависимости от авиакомпании), было импортным.




 

 

LSY

Первый буржуйский поставщик навигационного ПО, систем и БД, который ввел авиационные санкции против российских авиакомпаний стала компания Lufthansa Systems Gmbh. "Люфты" имеют офис в Цюрихе (Швейцария), во Франкфурте (Германия) и в Гданьске (Польша), и 4 марта 2022 года они прислали письмо своим клиентам, что отключают все российские авиакомпании от их сервисов:

Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation  - Lufthansa Systems 

Подписали письмо Olivier Krüger и Thomas Wittmann и даже добавили в конце "Best Regards":
Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation  - Lufthansa Systems - Olivier Krüger and Thomas Wittmann

Буквально через несколько часов после отправки письма Lufthansa Systems отключила все сервисы, которыми управляла и контролировала. Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы люфтганзы:

- LIDO Flight - система для расчета оптимальных маршрутов полета для воздушных судов с учетом текущих навигационных данных, временных ограничений NOTAM, прогнощзируемой и фактической погоды;

- NetLine - система управления расписанием полетов ВС АК, планирования экипажей и др. (имеет несколько модулей: NetLine/Sched, NetLine/Ops ++, NetLine/Crew, NetLine/Load, NetLine/Plan);

- LIDO mPilot - iOS-приложение для бортовых EFB с навигационными картами и схемами аэродромов + библиотека бортовых документов авиакомпании;

- LIDO NavData - навигационная база данных в формате ARINC 424 или в бортовом формате FMS производства Honeywell, Collins или др.

Возможно, кто-то использовал и другие программные продукты Lufthansa Systems, остальные - не такие критичные как эти 4 сервиса.




 

 

JEPP

Следующие авиационные санкции были от компании Jeppesen (хотя они типа переименовались в Boeing, так как входят в группу компаний Boeing, все равно это джеппесен для всех). В результате, некоторые российские авиакомпании получили такое электронное сообщение:

Санкции против российской авиации | Sanction for russian aviation  - Lufthansa Systems

И действительно, в течение двух суток сервисы, предоставляемые компанией Jeppesen последовательно были отключены...

Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы джеппесен:

- FD PRO - iOS-приложение для бортовых EFB с аэронавигационной информацией для пилотов (Enroute, Charts, Text info);

- Boeing OPT - iOS-приложение для бортовых EFB для расчета взлетно-посадочных характеристик ВС Boeing;

- JDM PRO - система администрирования учетных записей Jepp FD PRO, Boeing OPT, и др.;

- JetPlanner/ JetPlanner PRO - система для выполнения навигационных расчетов и генерирования OFP;

- eLink for Windows - офисное приложение с аэронавигационной информацией для сотрудников по обеспечению полетов (flight dispatch);

- web eLink - портал с аэронавигационной информацией для пилотов и сотрудников по обеспечению полетов;

- навигационные БД в формате ARINC-424 и в бортовом формате FMS/GNSS.

 

Все российские коммерческие авиакомпании использовали для выполнения полетов хотя бы один из сервисов от Lufthansa Systems или Jeppesen, соответственно, все они столкнулись с проблемами при обеспечении и выполнения полетов после ввода санкций навигационными провайдерами.

Наиболее критически важные сервисы, которых лишились все авиакомпании РФ - это аэронавигационная информация для EFB (Jepp FD PRO и LIDO mPilot) и системы для планирования полетов (LIDO Flight и JetPlanner).

Самый критически важный сервис, которого лишились авиакомпании РФ, эксплуатирующие иномарки - Boeing, Airbus и другие - это навигационная база данных для FMS.

В принципе, каждая авиакомпания может в течение определенного времени найти замену (хотя и далеко не идеальную...) почти для всех сервисов, получаемых от иностранных компании Lufthansa Systems и Jeppesen, кроме одного - навигационной базы данных в бортовом формате FMS. А без актуальной навигационной БД выполнять полеты не разрешается. Вот такая вот подстава.

И, если с самолетами производства Boeing и Airbus - это логично и было неизбежно с самого начала (просто никто из руководителей авиакомпаний, принимавших решения использовать "иномарки" не учитывал подобные риски или специально их отбрасывал), то удивляют факты, когда на самолеты российского и советского производства при модернизации устанавливали зарубежного оборудование: KLN-90, SMA-9000 и др.




 

 

SSJ-100

Многие радуются за российский суперджет. Зря радуются. На нем установлена буржуская FMS - SMA-9000 производства канадской компании SMS Electronics, и базу данных для этой FMS предоставляли канадцы, а в качестве исходной базы данных для FMS использовалась навигационная БД от Jeppesen. Таким образом, суперджет также остался без навигационной базы данных...

 

Возможно, что в итоге все наладится, и поставщики аэронавигационных данных отменят свои санкции и снова включат свои программы для российских авиакомпаний, но осадок все равно останется, и соответствующие выводы все равно должны будут сделаны, и мероприятия по импортозамещению должны быть выполнены.

 

Данный сайт не касался, не касается и не будет касаться политики, здесь фиксируются только технические вопросы, поэтому прошу не писать в комментариях "*** первые начали", "*** - сами дураки" и пр. - такое не пройдет модерацию.

Эта статья включена в раздел АВИАЦИЯ -> ИСТОРИИ только с целью фиксации данного исторического факта.

 

P.S. Видео в тему на канале Владимира Потапова (Sky Artist):

 

Комментарии (2)

This comment was minimized by the moderator on the site

Когда бизнес идёт хорошо, недальновидное руководство думает , что так будет всегда, но за эту глупую самоуверенность всегда приходится платить очень высокую цену.

This comment was minimized by the moderator on the site

Несколько лет назад вероятность наступления таких рисков - "Поставщик навигационных БД или АНИ прекратил обеспечение" - была на столько ничтожной, что ни у кого даже мысли не возникало на этот счет, что Jeppesen и Lufthansa Systems, которые активно окучивали российских эксплуатантов, конкурируя между собой и стараясь заключить как можно больше контрактов на аэронавигационное обеспечение полетов.
У некоторых авиаторов максимум возникали мысли только о том, что тот или иной сервис не обоснованно дорогой, например, работа DAT-провайдеров 2 типа, которые один раз написали ПО для конвертации базы данных из ARINC 424 в бортовой формат, сертифицировали его и гребут бабло, соизмеримое со стоимостью услуг DAT-провайдера 1 типа.

России нужен свой DAT-провайдер, поддерживающий мировую БД. ЦАИ ГА на эту роль не катят - старая школа, очень инертные, размер БД маленький.

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

      Jeppesen FD PRO and JDM PRO
      Jeppesen FD PRO and JDM PRO

      Фирма Jeppesen в лице Kellie Isaac - руководителя отдела обновления баз данных анонсировала новое аэронавигационное приложение для iPad - Jeppesen FliteDeck PRO, работающую совместно с Jeppesen Distribution Manager Pro (JDM Pro). Jeppesen FliteDeck Pro ориентирован на коммерческих и военных эксплуатантов ВС. Частная и бизнес авиация радостно использует обычную версию Jeppesen Mobile FliteDeck.




      Программа для пересчета координат СК-42 - WGS-84
      Программа для пересчета координат СК-42 - WGS-84

      Как гласит библейская легенда (не смотря на то, что в ней множество нестыковок, как и во всей библии - по мнению французского писателя Лео Таксиля), что при строительстве Вавилонской башни произошло нечто, и все люди стали говорить на разных языках - и из-за этого башню не удалось построить. Так и в авиации до сих пор существуют атавизмы - различные геодезические модели земного шара,...




      Изучайте английский..., или о пользе нестандартного мышления
      Изучайте английский..., или о пользе нестандартного мышления

      Cвященнослужитель и австралийский пастух овец выступают соперниками в одной телевизионной викторине. После того, как были заданы все стандартные вопросы, результат - ничья. Тогда ведущий передачи задает последний решающий вопрос: оба участника должны придумать в течение 5-ти минут стихотворение, в котором бы прозвучало слово "Тимбукту" (для справки - это город в республике Мали, который в свое...




      Вирус в браузере Safari
      Вирус в браузере Safari

      Не смотря на то, что операционная система Apple - iOS не боится вирусов, некоторые наиболее активные злоумышленники все равно стараются и создают хитрых вредных зверьков (вирусы и прочие неприятные скрипты). И в некоторых редких случаях при посещении определенных сайтов (которые "для взрослых" или просто взломаны и заражены) даже на планшете iPad можно подхватить какую-нибудь бяку.




      Как написать знак Градуса или Приблизительно?
      Как написать знак Градуса или Приблизительно?

      Иногда в чате ICQ или скайпа, или в тексте комментария на сайте в контакте или одноклассников нужно написать символ, который отсутствует на клавиатуре. Конечно, можно через меню Пуск открыть таблицу символов, найти необходимый и кликнуть на него, предварительно установив фокус (курсор) в нужное окно..., но это можно выполнить значительно проще и быстрее. Рассмотрим, например, знак градуса - °,...




      Как разделить текстовый файл построчно
      Как разделить текстовый файл построчно

      Если есть многосточный текстовый файл, который нужно разделить на части - быстро и не вручную, то есть несколько вариантов для этого. В порядке предпочтения/простоты использования и убывания приоритета:




      Курс авиационного английского
      Курс авиационного английского "AirSpeak" (Небесный разговор)

      AirSpeak - наверное самый известный курс обучения летного и диспетчерского состава фразеологии радиообмена. Ситуации, приведенные в этом курсе - максимально приближены к реальной эксплуатации воздушных судов и обслуживания воздушного движения. Рассмотрены, конечно, только самые основные и элементарные случаи. Но основной упор данного курса делается на количество повторений и понимание основ...



Яндекс.Метрика
Сайт работает на быстром VPS/VDS хостинге от FASTVPS