В начале марта 2022 года США и Европа ввели новые санкции против России. Не смотря на то, что многие уже привыкли к разным санкциям со стороны "буржуев", в этот раз все оказалось гораздо серьезнее. И в этот раз под санкции попала Российская авиация.
Во-первых, Евроконтроль закрыл свое воздушное пространство для российских ВС. Во-вторых, иностранные компании, которые ранее передали свои самолеты Boeing и Airbus в лизинг в Россию, потребовали вернуть их.
Да, это не приятно - лишаться части своего воздушного флота, но не все российские авиакомпании эксплуатировали только лизинговые самолёты, некоторые машины были в собственности у российских АК, и их не нужно возвращать. Казалось бы, что проблема не очень масштабная, и можно выполнять полеты внутри страны и в дружественные страны...
Но оказалось, что буржуи предусмотрели это, и даже больше...
Для того, чтобы авиакомпания могла успешно выполнять свою операционную деятельность, в 21 веке было создано много программ, компьютерных систем и баз данных и, по иронии судьбы, большой процент такого программного обеспечения и сервисов, используемых в авиакомпаниях (от 50% до 90% - в зависимости от авиакомпании), было импортным.
Первый буржуйский поставщик навигационного ПО, систем и БД, который ввел авиационные санкции против российских авиакомпаний стала компания Lufthansa Systems Gmbh. "Люфты" имеют офис в Цюрихе (Швейцария), во Франкфурте (Германия) и в Гданьске (Польша), и 4 марта 2022 года они прислали письмо своим клиентам, что отключают все российские авиакомпании от их сервисов:
Подписали письмо Olivier Krüger и Thomas Wittmann и даже добавили в конце "Best Regards":
Буквально через несколько часов после отправки письма Lufthansa Systems отключила все сервисы, которыми управляла и контролировала. Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы люфтганзы:
- LIDO Flight - система для расчета оптимальных маршрутов полета для воздушных судов с учетом текущих навигационных данных, временных ограничений NOTAM, прогнощзируемой и фактической погоды;
- NetLine - система управления расписанием полетов ВС АК, планирования экипажей и др. (имеет несколько модулей: NetLine/Sched, NetLine/Ops ++, NetLine/Crew, NetLine/Load, NetLine/Plan);
- LIDO mPilot - iOS-приложение для бортовых EFB с навигационными картами и схемами аэродромов + библиотека бортовых документов авиакомпании;
- LIDO NavData - навигационная база данных в формате ARINC 424 или в бортовом формате FMS производства Honeywell, Collins или др.
Возможно, кто-то использовал и другие программные продукты Lufthansa Systems, остальные - не такие критичные как эти 4 сервиса.
Следующие авиационные санкции были от компании Jeppesen (хотя они типа переименовались в Boeing, так как входят в группу компаний Boeing, все равно это джеппесен для всех). В результате, некоторые российские авиакомпании получили такое электронное сообщение:
И действительно, в течение двух суток сервисы, предоставляемые компанией Jeppesen последовательно были отключены...
Российские авиакомпании использовали следующие продукты и сервисы джеппесен:
- FD PRO - iOS-приложение для бортовых EFB с аэронавигационной информацией для пилотов (Enroute, Charts, Text info);
- Boeing OPT - iOS-приложение для бортовых EFB для расчета взлетно-посадочных характеристик ВС Boeing;
- JDM PRO - система администрирования учетных записей Jepp FD PRO, Boeing OPT, и др.;
- JetPlanner/ JetPlanner PRO - система для выполнения навигационных расчетов и генерирования OFP;
- eLink for Windows - офисное приложение с аэронавигационной информацией для сотрудников по обеспечению полетов (flight dispatch);
- web eLink - портал с аэронавигационной информацией для пилотов и сотрудников по обеспечению полетов;
- навигационные БД в формате ARINC-424 и в бортовом формате FMS/GNSS.
Все российские коммерческие авиакомпании использовали для выполнения полетов хотя бы один из сервисов от Lufthansa Systems или Jeppesen, соответственно, все они столкнулись с проблемами при обеспечении и выполнения полетов после ввода санкций навигационными провайдерами.
Наиболее критически важные сервисы, которых лишились все авиакомпании РФ - это аэронавигационная информация для EFB (Jepp FD PRO и LIDO mPilot) и системы для планирования полетов (LIDO Flight и JetPlanner).
Самый критически важный сервис, которого лишились авиакомпании РФ, эксплуатирующие иномарки - Boeing, Airbus и другие - это навигационная база данных для FMS.
В принципе, каждая авиакомпания может в течение определенного времени найти замену (хотя и далеко не идеальную...) почти для всех сервисов, получаемых от иностранных компании Lufthansa Systems и Jeppesen, кроме одного - навигационной базы данных в бортовом формате FMS. А без актуальной навигационной БД выполнять полеты не разрешается. Вот такая вот подстава.
И, если с самолетами производства Boeing и Airbus - это логично и было неизбежно с самого начала (просто никто из руководителей авиакомпаний, принимавших решения использовать "иномарки" не учитывал подобные риски или специально их отбрасывал), то удивляют факты, когда на самолеты российского и советского производства при модернизации устанавливали зарубежного оборудование: KLN-90, SMA-9000 и др.
Многие радуются за российский суперджет. Зря радуются. На нем установлена буржуская FMS - SMA-9000 производства канадской компании SMS Electronics, и базу данных для этой FMS предоставляли канадцы, а в качестве исходной базы данных для FMS использовалась навигационная БД от Jeppesen. Таким образом, суперджет также остался без навигационной базы данных...
Возможно, что в итоге все наладится, и поставщики аэронавигационных данных отменят свои санкции и снова включат свои программы для российских авиакомпаний, но осадок все равно останется, и соответствующие выводы все равно должны будут сделаны, и мероприятия по импортозамещению должны быть выполнены.
Данный сайт не касался, не касается и не будет касаться политики, здесь фиксируются только технические вопросы, поэтому прошу не писать в комментариях "*** первые начали", "*** - сами дураки" и пр. - такое не пройдет модерацию.
Эта статья включена в раздел АВИАЦИЯ -> ИСТОРИИ только с целью фиксации данного исторического факта.
P.S. Видео в тему на канале Владимира Потапова (Sky Artist):
Флэшка берет букву сетевого диска В данной статье рассмотривается ситуация с исправной рабочей флэшкой без вирусов, которая нормально работает на других компьютерах. В некоторых организациях у пользователей может появиться проблема, заключающаяся в том, что при подключении флэшки к компьютеру операционная система Windows XP или 7 не видит ее как диск, хотя как физическое устройство флэшка обнаруживается.
Пользователи программ Jeppesen e-Link for Windows (E4W) или Jeppesen JeppView при распечатке схем (Charts) аэродромов (как на реальном, так и с помощью виртуального PDF-принтера) могут заметить в верхнем колонтитуле непрезентабельную надпись "Licensed to (unknown)", которая, теоретически, может стать причиной дополнительных ненужных вопросов к пилоту от рамповой инспекции в случае, если эти схемы попадутся...
БД для EGPWS/TAWS "T2CAS" предоставляется компанией ACSS (Aviation Communication and Surveillance System) в своем бортовом формате, конвертация уже выполнена, и БД готова для загрузки в систему. Периодичность обновления – по факту выхода новой БД (примерно кардые 3 месяца). Сроки не совпадают с циклами AIRAC. При этом зарегистрированным пользователям на электронную почту приходит уведомление о том, что новая БД...
Многие создатели сайтов на Joomla используют собственные классы для различных объектов CSS. Это могут быть классы, например, для таблиц или изображений. Начиная с Joomla версии 2.5 эта популярная CMS использует поддержку технологии "Lightbox", и теперь для получения этого эффекта не нужно устанавливать сторонние расширения, все уже реализовано в самом движке Joomla, достаточно только в редакторе...
Высокий уровень лояльности компании Apple к своим клиентам подтверждается в том числе и возможностью отменить покупку платного приложения, подписки или контента. С точки зрения мобильного разработчика данная информация, по идее, должна быть спрятана от пользователей мобильных устройств, а процедура запроса возврата потраченных денег должна быть сильно усложнена, бюрократизирована и доведена до уровня...
В сети интернет есть несколько сервисов, которые могут сообщить IP-адрес сайта. Зачастую, эти сайты кроме ввода имени домена требуют ввести капчу, иногда имя и адрес электронной почты... - вот такая бюрократия! Для того, чтобы определить IP-адрес DNS-сервера, к которому относится сайт, точнее его доменное имя, и без ввода всяких дополнительных даных, существует несколько способов. Самый простой - это через...
Jeppesen имеет широкую линейку специализированного авиационного программного обеспечения, в нее входят как широко известные (FliteMap, JeppView, JSUM), так и относительно редкие для масс программы. Для многих клиентов Jeppesen предлагает программу e-Link for Windows - это практически аналог программы JeppView, но только без модуля FliteDeck. Таким образом, программа Jeppesen e-Link for Windows...