Эта радиостанция выпускалась на Красноярском радиозаводе с конца 50-х годов до 1974 года включительно. Изготовление и монтаж блоков осуществлялись в цехе №15, что находился в одном из 5-ти этажных зданий, окружающих завод. А весь комплекс Р-330А полностью собирался из блоков и настраивался в цехе №16, который назывался "гараж".

Радиостанция Перевал

Здесь было два участка: регулировки комплексов и участок монтажа КУНГов. Вот, в конце месяца сюда и привозили все блоки этой станции из цеха №15, расставляли на низкие столы-стеллажи и заказчики (военпреды) не спеша осуществляли визуальную приёмку монтажа всех блоков станции после приёмки представителями ОТК цеха №15. Это называлось приёмка "механики".

Затем два слесаря-сборщика вставляли блоки в основную стойку радиостанции. Когда всё было готово к проведению настроечно-регулировочных работ, на участке появлялся цеховой представитель 3-го (режимного) отдела и контролировал ограждение брезентом собранной из блоков радиостанции "Перевал" от посторонних глаз. И это несмотря на то, что абсолютно ВСЕ работники цеха №16 имели соответствующую группу допуска к работе с изделиями. Обычно, во вторую смену приходила бригада регулировщиков во главе с бригадиром А. Андерсоном. Все пять регулировщиков запасались допотопными тестерами АВО-5М и приступали к предварительной регулировке отдельных блоков в составе изделия.

Обычно на это уходило две вторых смены. В дальнейшем слесари - сборщики (бригада В.Пуртова) опять всё разбирали и уже окончательно устанавливали в КУНГ на шасси автомобиля ЗИЛ-157. По завершении монтажно-сборочных работ, с помощью довольно толстого коаксиального кабеля, подсоединяли к выходному каскаду передатчика эквивалент нагрузки и ожидали появления на участке выше названной бригады регулировщиков. Обычно окончательная доводка и регулировка почему-то происходили в ночное время, т.е. в третью смену. И апофеозом всех регулировочных работ был технологический прогон передатчика на разных мощностях в течение суток. Это изделие не было серийным и выпускалось довольно редко, согласно единичных заказов Минобороны. И уже поскольку я изложил свои воспоминания, связанные с изготовлением этого изделия, не могу ни вспомнить один курьёзный случай.

Слава Богу, события, о которых собираюсь написать, меня не коснулись никаким боком, т.к. в это время находился в командировке в другом городе на одном из предприятий–смежников и по-этому пишу со слов моего бывшего коллеги по работе – очевидца описываемых событий. И так, шёл 1974 год. В один из вечеров второй смены, когда в цех №16 пришла бригада регулировщиков для работы с изделием "Перевал", вдруг выяснилось, что с блока возбудителя исчезла ручка установки частоты. Ну посмотрели там-сям, поискали по цеху. НЕТ РУЧКИ! А надо сказать, что ручка эта была не простая а, так называемый, планетарный верньерный механизм настройки. Изделие было "покупным", т.е. относилось к разряду общей применяемости. У радиолюбителей-коротковолновиков это называлось "верньер от приёмника Р-311", т.к. это изделие применялось на многих радиозаводах и устанавливалось на другие специзделия, а так же измерительные приборы, в том числе и ставшие доступными радиолюбителям войсковые приёмники Р-311, которые время от времени списывались в местах эксплуатации (войсковых частях) и попадали в руки радиолюбителей через радиоклубы ДОСААФ, куда направлялись по мере списания из войсковых частей.

А как раз в те годы у советских радиолюбителей было повальное увлечение изготовлением любительской радиостанции (трансивера), опубликованного на страницах журнала "Радио". И вот, с чьей-то лёгкой руки, этот планетарный верньерный механизм (ручка настройки) оказался буквально незаменим при изготовлении этой конструкции трансивера. И в радиоклубах началось повальное скручивание радиолюбителями этих ручек настройки с приёмников Р-311, для применения при изготовлении своих трансиверов. При этом было загублено (по стране) довольно большое количество приёмников Р-311. И вот, мастер участка, где с блока возбудителя исчезла ручка настройки, посылает цехового распреда (была такая малоквалифицированная должность) на заводской склад "покупных" комплектующих изделий. А склад давно закрыт, т.к. уже идёт середина второй смены. ЧТО ДЕЛАТЬ!!! А изделие - то с грифом "С". Получается, что всё, что относится к "Перевалу", тоже "С". И РУЧКА! Погоревали, но изделие не ждёт - утром придётся писать всякие объяснительные. И вот мастер участка звонит домой начальнику 3-го (режимного) отдела М.К. Хлобастину.

А это был просто лютый человек из бывшего комсостава местного УМГБ. Одного его взгляда просто боялся весь завод. И я тоже. И вот, несмотря на поздний час, он собирает своё "войско" - тоже нескольких работников 3-го отдела (из "бывших") и в сопровождении этой свиты буквально через полчаса врывается в цех №16, приказывает никому не выходить и... начинает расследование почти с пристрастием. Он был в полной уверенности, что ЭТА ручка тоже секретная, коль исчезла с соответствующего изделия и переубедить его было просто не возможно. И вот, в процессе допроса, кто-то из присутствующих рабочих заметил, что именно такие ручки настройки в последнее время очень полюбили радиолюбители- коротковолновики. Слово "радиолюбитель" в те годы (наверное и в эти) было, как ножом по сердцу работников режимной службы.

А тут ещё ТАКОЕ дело! Немедленно был составлен пофамильный список радиолюбителей и потенциальных (выражение Хлобастина) любителей, имевших допуск в цех №16. В том списке я был, пожалуй на одном из первых мест. Но, случай с командировкой уберёг от режимных разборок. После этого работники 3-го отдела с представителем от цеха, на заводском дежурном УАЗе поехали по адресам предполагаемых злоумышленников–коротковолновиков. Здесь я не хочу называть фамилии людей, уже довольно преклонного возраста, но тогда это были молодые, задорные парни, которых объединяла любовь к конструированию и радиоспорту. У первого из списка обнаруживают на столе самодельный трансивер с ТОЧНО ТАКОЙ ручкой. Ему и его родителям стоило большого труда объяснить "дяденькам", что ручка приобретена в радиоклубе ДОСААФ и к случившемуся не имеет абсолютно никакого отношения. И то же самое говорили все те, к кому в ту ночь приезжали "режимники". Заключительным "аккордом" явилась коллективная любительская радиостанция в заводском спортзале "Энергия". И здесь был "обнаружен" самодельный трансивер с ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ ручкой.

У "оперативной комиссии" перехватило дух - как могло случиться такое, что у радиолюбителей дома находятся точно такие же ручки, как и на секретном изделии?! Они ну никак своим умом не хотели этого понимать. Да и что с них возьмёшь – подозрительность и маразм, приходящие с возрастом, берут своё! А "цеховой" верньер (ручка настройки) так и не был найден и соответственно злоумышленник не был установлен. Утром, с открытием склада, в работу был получен новый верньер и вскоре об этом случае забыли. Но, не забыли те, кому положено не забывать. И вот в цехе №16 уже появились два подозрительных парня, типа ученики слесарей- сборщиков. Но, мало времени они уделяли основной работе - всё больше заводили странные разговоры в цеховой курилке, много расспрашивали на тему радиолюбительства меня и ещё трёх радиолюбителей, работавших в цехе. Одним из расспрашивающих с эдаким "мягким, добрым" голосом и выражением лица, был Александр Калинников, который много позже сыграет свою роковую роль в моей жизни. Но, это уже будет тема совсем другого повествования.

Справка из интернета: Р-330А «Перевал» - это станция помех для подавления р/излучения в диапазоне УКВ, т.е. от 20 до 60 Мгц. Мощность в антенне – 1Квт. Располагалась в КУНГе на шасси автомобиля ЗИЛ-157. Крыша КУНГа имела полукруглую форму.

Антенны: для работы на ближнее расстояние (до 5-ти км.) – три штыревых вертикала, длиной по 2м., которые выдвигались наружу изнутри КУНГа. Для работы на расстоянии до 25-ти км., применялась проволочная антенна, которая натягивалась с помощью телескопической мачты высотой 10 метров, которая крепилась к КУНГу справа за кабиной водителя и соединялась со станцией с помощью согласующего антенного трансформатора. С противоположной стороны этой антенны, по земле разбрасывались проволочные противовесы. В задней части КУНГа был отсек для электростанции (бензогенератора). В состав изделия входил приёмник Р-312, используемый, как контрольный.

Радиостанцию Р-330А «Перевал» выпускало предприятие п/я Р-6213, находящееся в г. Красноярске (Красноярский радиозавод). Станция была принята на вооружение в 1959 году и выпускалась предприятием вплоть до 1974 года.

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site

Р-330А – станция помех автомобильная “Перевал” комплекса Р-330 (“Мандат”). Шасси ЗиЛ-157.

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

      HTTP-методы для RESTful-сервисов
      HTTP-методы для RESTful-сервисов

      Для HTTP-методов используются английские глаголы, которые определяют специфику их использования и ограничения. Основными или наиболее часто используемыми HTTP-методами являются POST, GET, PUT, PATCH и DELETE. Они соответствуют операциям CRUD (Create, Read, Update, Delete). Есть еще несколько других глаголов, например: HEAD, CONNECT, OPTIONS, TRACE, но они используются реже. Самые часто...




      Программа для пересчета координат СК-42 - WGS-84
      Программа для пересчета координат СК-42 - WGS-84

      Как гласит библейская легенда (не смотря на то, что в ней множество нестыковок, как и во всей библии - по мнению французского писателя Лео Таксиля), что при строительстве Вавилонской башни произошло нечто, и все люди стали говорить на разных языках - и из-за этого башню не удалось построить. Так и в авиации до сих пор существуют атавизмы - различные геодезические модели земного шара,...




      Швеция изобрела слово, чтобы стыдить людей за полеты
      Швеция изобрела слово, чтобы стыдить людей за полеты

      Greta Thunberg - девочка, которая ненавидит авиацию Странно, что это произошло в одной из стран, расположенной за Полярным кругом, так как именно шведы много и часто летают, чтобы погреть свои замороженные пальцы ног в более тёплых южных странах. Массовая «миграция» из северной Европы в сторону юга обычно начинается к концу лета и достигает пика, когда наступает зимняя полярная ночь. Но сегодня все больше и больше шведов отправляются в долгий путь...




      Малыш и Карлсон
      Малыш и Карлсон

      — Потрясающе! — удивился Малыш. — Но позвольте! Вы ведь летели с положительным тангажем.— Чего? — Карлсон открыл рот от неожиданности и чуть не подавился. — Ну... Вы летели головой вверх, слегка наклонившись вперед. При этом пропеллер должен был тянуть вас вверх и назад. Почему же вы летели вперед, а не назад? А можно посмотреть на твой пропеллер?— Конечно. — Карлсон развернулся.— С ума сойти! Я так и...




      Как настроить Wi-Fi Router TP-LINK TL-WR941N для Билайн
      Как настроить Wi-Fi Router TP-LINK TL-WR941N для Билайн

      Это третья статья из серии "Как настроить беспроводной роутер". В принципе, не важно, какой у вас провайдер Интернета, т.к. различия в настройке не существенные.  Различными могут быть: фиксированный или динамический IP-адрес; наличие или отсутствие привязки по MAC-адресу; протокол подключения (L2TP, PPTP или др.); адрес подключения




      Jeppesen IP 0.0.0.0 port 1984
      Jeppesen IP 0.0.0.0 port 1984

      При использовании программ Jeppesen в корпоративной среде могут возникнуть проблемы со скачиванием обновлений навигационных баз данных таких программ, как Jeppesen eLink for Windows, Jeppesen JetPlanner и других.




      Сравнение PDF-файлов
      Сравнение PDF-файлов

      Существует множество программ для сравнения текстовых файлов типа TXT, DOC и т.п. Такие программы могут легко сравнить два файла и отобразить в отчете все различия: что было удалено, что было добавлено, а что не было отредактировано и осталось без изменения. Программами для сравнения файлов часто пользуются программисты, составители различных инструкций, ТЗ и др. документации, которым приходится периодически...



Яндекс.Метрика
Сайт работает на быстром VPS/VDS хостинге от FASTVPS