БОМБАРДИРОВЩИК - боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными бомбами, авиационными ракетами и другими средствами наземных (подземных) и морских объектов противника, а также минирования с воздуха
Состоит на вооружении бомбардировочной авиации. От других типов боевых самолётов отличается наличием сложного бомбардировочного вооружения. По своим боевым возможностям и характеру выполняемых боевых задач бомбардировщики подразделяются на фронтовые, дальние и стратегические. Фронтовые бомбардировщики поражают цели преимущественно в оперативной глубине, обычно за пределами досягаемости истребителей-бомбардировщиков, дальние и стратегические — в оперативной и стратегической глубине, охватывающей один или несколько театров военных действий.
В зарубежной военной авиации фронтовой бомбардировщик ранее назывался тактическим, затем для ударных боевых самолётов типа фронтового бомбардировщика и истребителя-бомбардировщика стал употребляться термин «тактический истребитель» (например, F-111A), а наименоване «бомбардировщик» сохранилось за стратегическими (дальними) бомбардировщиками. В прошлом в зависимости от дальности полёта и бомбовой нагрузки (максимального калибра бомб) бомбардировщики делились также на лёгкие, средние и тяжёлые, а по составу бортового оборудования и времени действия — на дневные и ночные.
Как тип боевого самолёта бомбардировщик появился перед началом Первой Мировой войны 1914–18 гг. В 1913 в России построен 4-моторный «Илья Муромец», имевший для своего времени высокие лётно-технические характеристики. Позднее бомбардировщики были созданы в других странах: Кодрон G.4, Бреге Brei4, Ваузен VIII (Франция); Де Хэвилленд D.H. 4, Хэндл и Пейдж 0/400, Виккерс F.B.27 «Вими» (Великобритания); Гота G.4 и G.5 (Германия); Капрони Са.ЗО и Са.42 (Италия) и др. По конструкции Б. того времени были, как правило, бипланами; основным конструкционным материалом являлось дерево, а для обшивки применялось полотно (например, перкаль).
Аэродинамические формы бомбардировщика имели большое лобовое сопротивление, что при невысокой энерговооружённости самолёта определяло небольшие скорости, высоты и дальности полёта. В 20–30-х гг. наметился переход к цельнометаллическим монопланам. Этому содействовало внедрение в силовую конструкцию планёра дуралюмина и специальных сталей. Созданные в СССР коллективом А.Н. Туполева бомбардировщики-монопланы ТБ-1 (1925) и ТБ-3 (1930) строились большими сериями. В середине 30-х гг. под руководством В.М. Петлякова построен Б. ТБ-7 (с 1942 — Пе-8), который по скорости полёта (до 450 км/ч) превосходил многие истребители того времени.